• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу 02-10/71-18

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2018 года                        г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Бутенко Игоря Васильевича, – заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов Комиссии: Абрамова А.В., – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Касперовича А.В., – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности;

без участия представителя от ответчика - Администрации Парабельского сельского поселения, без участия представителя Заявителя – ПАО «Томскэнергосбыт» (не явился, надлежащим образом уведомлен), рассмотрев дело № 02-10/71-18 по признакам нарушения Администрацией Парабельского сельского поселения (636600, Томская область, Парабельский район, с. Парабель, ул. Свердлова, д. 5) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

 

установила:

 

Основанием для возбуждения дела № 02-10/71-18 о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление публичного акционерного общества «Томскэнергосбыт» (далее – ПАО «ТЭСК», заявитель), в котором указывалось на действия Администрации Парабельского сельского поселения (далее – Администрация, ответчик), выразившиеся в передаче муниципального имущества без проведения конкурсных процедур.

Установлено, что между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Квинта» (далее – ООО «Квинта», общество) заключались договоры аренды муниципального имущества:

- договор № б/н от 01.02.2018г. срок действия 1 месяц;

- договор № б/н от 01.03.2018г. срок действия 1 месяц;

- договор № б/н от 30.03.2018г. срок действия 1 месяц;

- договор № б/н от 28.04.2018г. со сроком действия 1 месяц;

- договор № б/н от 01.06.2018г. со сроком действия 1 месяц.

Согласно вышеперечисленным договорам аренды Администрацией на протяжении 5-и последовательных календарных месяцев на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» передавалось в пользование конкретному хозяйствующему субъекту ООО «Квинта» имущество коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребителей МО «Парабельское сельское поселение» теплоснабжением и водоотведением, без проведения конкурсных процедур.

В заседание комиссии представителем Администрации представлены письменные пояснения, и документы из которых следует, что с 01.01.2018г. Администрация Парабельского сельского поселения самостоятельно осуществляет организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Ранее решение данного вопроса на основе заключенного соглашения осуществлялось Администрацией Парабельского района.

01.02.2018г. между Администрацией Парабельского района и Администрацией Парабельского сельского поселения заключен договор пожертвования №1, согласно которому в собственность муниципального образования «Парабельское сельское поселение» было передано коммунальное имущество для решения вопросов теплоснабжения поселения.

На данный момент Администрацией Парабельского сельского поселения при организационной поддержке Администрации Парабельского района ведется работа по заключению концессионного соглашения и передаче имущества на основании указанного соглашения для организации теплоснабжения населения в соответствии с действующим законодательством. Указанные работы регламентированы решением думы Парабельского района от 26.05.2017 №27 «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений в отношении муниципального имущества муниципального образования «Парабельский район» и постановлением Администрации Парабельского района от 21.06.2018 №354а «О создании рабочей группы Администрации Парабельского района по заключению концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» (копии прилагаются).

В связи с тем, что для заключения концессионного соглашения требуется продолжительный промежуток времени и в целях организации теплоснабжения на территории поселения и недопущения срыва текущего отопительного сезона и подготовки к очередному отопительному сезону, а также возникновения аварийных ситуаций Администрацией Парабельского сельского поселения принято решение о заключении кратковременного договора аренды с ООО «Квинта».

В настоящее время проводится урегулирование вопроса об участии Томской области в качестве третьей стороны концессионного соглашения, т.к. полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения и водоотведения не переданы на уровень Парабельского района или Парабельского сельского поселения (ст.39 и 40 федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ). Бюджетом Томской области на 2018 год средства на реализацию концессионных соглашений не предусмотрены.

На основании вышеизложенного представитель считает, что Администрацией нарушены нормы антимонопольного законодательства, однако просил учесть, что заключая договоры с Обществом, Администрация действовала в интересах жителей муниципального образования «Парабельское сельское поселение», чтобы не допустить срыва отопительного сезона.

ООО «Квинта» также представлены письменные пояснения, из которых следует, что заключение Администрацией Парабельского сельского поселения с Обществом кратковременных договоров аренды являлось вынужденной мерой, направленной на предотвращение угроз возникновения черезвычайных и аварийных ситуаций, недопущение срыва прошедшего отопительного сезона и подготовку к очередному отопительному сезону.

ПАО «ТЭСК» доводы, указанные в заявлении поддержал, ходатайствовал о рассмотрении данного дела без участия своего представителя.

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их достаточности и взаимосвязи, Комиссия Томского УФАС России, приходит к следующему выводу.

Из обстоятельств дела следует, что между Администрацией и ООО «Квинта на протяжении полугода заключались договоры аренды муниципального имущества.

Договоры аренды муниципального имущества заключены Администрацией на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. Администрацией передавалось в пользование ООО «Квинта» муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребителей МО «Парабельское сельское поселение» теплоснабжением и водоотведением. Конкурсные процедуры при этом не проводились.

Передаваемые объекты (муниципальное имущество) введены в эксплуатацию более 5 лет назад. В материалы дела представлены Акты приема-передачи от 01.02.2018г., от 01.03.2018г., от 30.03.2018г., от 28.04.2018г., от 01.06.2018г..

Представитель от Администрации с данным доводом согласился.

В заседание Комиссии представлены договоры аренды муниципального имущества: договор №б/н от 01.02.2018г. срок действия 1 месяц; договор №б/н от 01.03.2018г. срок действия 1 месяц; договор №б/н от 30.03.2018г. срок действия 1 месяц; договор №б/н от 28.04.2018г. со сроком действия 1 месяц; договор №б/н от 01.06.2018г. со сроком действия 1 месяц Указанные договоры заключались с одним и тем же хозяйствующим субъектом ООО «Квинта».

Представитель Администрации Парабельского сельского поселения пояснил, что для заключения концессионного соглашения требуется продолжительный промежуток времени и в целях организации теплоснабжения на территории поселения и недопущения срыва текущего отопительного сезона и подготовки к очередному отопительному сезону, а также возникновения аварийных ситуаций Администрацией Парабельского сельского поселения было принято решение о заключении кратковременных договоров аренды с ООО «Квинта».

Довод о том, что для заключения концессионного соглашения требуется продолжительный промежуток времени не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Администрацией Парабельского сельского поселения при организационной поддержке Администрации Парабельского района ведется работа по заключению концессионного соглашения и передаче имущества на основании указанного соглашения для организации теплоснабжения населения в соответствии с действующим законодательством.

Работы регламентированы решением думы Парабельского района от 26.05.2016 №27 «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений в отношении муниципального имущества муниципального образования «Парабельский район» и постановлением Администрации Парабельского района от 21.06.2016 №354а «О создании рабочей группы Администрации Парабельского района по заключению концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».

Из пояснений также следует, что бюджетом Томской области на 2018 год средства на реализацию концессионных соглашений не предусмотрены.

Таким образом, работа по заключению концессионного соглашения и передаче имущества на основании указанного соглашения проводится Администрацией Парабельского района с июня 2016 года по настоящее время, т.е. более 2-х лет.

Доказательств подтверждающих, с учетом представленных письменных пояснений и документов, что какие-либо фактические работы (действия) в течении указанного периода времени, кроме переписки с органами власти, предприняты Администрацией Парабельского сельского поселения по организации заключения концессионного соглашения и передаче муниципального имущества в аренду в материалы дела не представлены.

В материалах дела также отсутствуют доказательства подтверждающие, что ООО «Квинта» возвратило муниципальное имущество Администрации.

Следовательно, на основании заключаемых Администрацией договоров с ООО «Квинта», Общество распоряжалось (пользовалось) муниципальным имуществом на протяжении 5-и последовательных календарных месяцев без проведения конкурсных процедур, т.е. по факту больше чем 30 (тридцать) календарных дней.

Представитель Администрации согласился с данным доводом.

Выводы Комиссии о нарушении Администрацией ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается по следующим основаниям.

В силу императивных норм ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении» и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельными объектами таких систем, находящимся в муниципальной собственности должна осуществляться только по концессионному соглашению, заключенному путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена.

Частью 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность заключения договоров аренды (иного пользования) в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов, если они заключаются на срок не более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Однако предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения торгов запрещается.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту, на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, а также без проведения торгов (конкурса, аукциона), создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

Из вышеизложенного следует, что Администрацией Парабельского сельского поселения нарушены императивные нормы ФЗ «О теплоснабжении», ФЗ «О водоснабжении», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также нарушен порядок предоставления в аренду хозяйствующему субъекту муниципального имущества, предусмотренный специальными нормами ФЗ «О защите конкуренции».

Томским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по предоставлению в аренду объектов коммунального назначения, расположенных по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Парабель для использования по назначению: обеспечения потребителей теплоснабжением и водоотведением, в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции».

Действия Администрации по передаче муниципального имущества без проведения торгов создают преимущественные условия осуществления деятельности ООО «Квинта», являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, способны повлечь за собой ограничение, недопущение, устранение конкуренции на товарном рынке по передаче в аренду муниципального имущества, поскольку лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить право на аренду объектов коммунального хозяйства, расположенных по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Парабель для использования по назначению: обеспечения потребителей теплоснабжением и водоотведением.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела №02-10/71-18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела приходит к выводу о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Парабельского сельского поселения, в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела и вынесения настоящего решения о нарушении антимонопольного законодательства имущество, передаваемое по договорам аренды, возвращено Администрации, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Парабельского сельского поселения, выразившихся в передаче объектов коммунальной инфраструктуры (муниципальное имущество) в аренду конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Квинта» без проведения конкурсных процедур.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что имущество возвращено.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                               И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                                          А.В. Абрамов

 

                                                                                                                   А.В. Касперович