Томский областной суд оставил в силе постановление о штрафе в отношении бывшего главы департамента кап.строительства города Томска

Апелляционная инстанция суда подтвердила законность постановления антимонопольного органа и решения Советского районного суда.

Ранее, 4 апреля 2018 года, Советский районный суд г. Томска отказал бывшему руководителю городского департамента капитального строительства в удовлетворении требования об отмене постановления антимонопольного органа.

Напомним: 9 февраля 2018 года  Томское УФАС России вынесло свой вердикт по административному делу в отношении бывшего руководителя и назначило ему наказание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей.

Департамент в лице начальника Департамента нарушил ч.1 ст.14.9 КоАП РФ при проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту (противопожарные мероприятия) для дошкольных и общеобразовательных учреждений путем  объединения в состав одного лота 28 отдельно стоящих объектов, имеющих самостоятельные адреса и не объединенных единой системой противопожарной безопасности.

В мае 2017 г. комиссия антимонопольного органа признала  Департамент нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона  «О защите конкуренции», что и повлекло привлечение к административной ответственности руководителя. Поводом к действиям государственного контролера послужило обращение ООО «Сигнал Томск». 

Из обстоятельств дела: 9 сентября 2016 года Департамент, являясь государственным заказчиком, опубликовал в ЕИС на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещение  о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (противопожарные мероприятия) для дошкольных и общеобразовательных учреждений. Согласно расчету общей стоимости работ, предметом закупки является капитальный ремонт систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 28 объектах. Сумма контракта – 22 953 043,68 рублей.

Расчет общей стоимости работ по капитальному ремонту (противопожарные мероприятия) для дошкольных общеобразовательных учреждений, произведенный заказчиком, показал, что стоимость работ на 28 объектах по отдельности колеблется от 266 666,66 до 1 366 666,67 рублей, что свидетельствует о привлекательности такой закупки в случае ее разделение на отдельные объекты для представителей малого и среднего бизнеса.

Кроме того, заказчик в документации установил заведомо короткие сроки выполнения работ – в 14 учреждениях 1 месяц, а в остальных 2 с небольшим месяца. Столь короткие сроки выполнения работ способствуют ограничению круга потенциальных участников аукциона и прежде всего представителей малого и среднего бизнеса.

В рамках дела УФАС провело анализ состояния конкуренции при проведении указанного аукциона, в ходе чего опросило 12 хозяйствующих субъектов, которые осуществляют установку противопожарных систем и систем эвакуации людей при пожаре. Из 12 компаний 8 сообщили, что приняли бы участие в аукционе, в том случае  если бы объекты были сформированы отдельными лотами (по 3-4 объекта в одном лоте).

В качестве причин, по которым компании не участвовали в аукционе, респонденты указали:

-отсутствие необходимого количества персонала, которое можно задействовать на 28 объектах одновременно;

-отсутствие необходимого количества оборудования на базе системы  Астра-Zидатель на складах компаний, которые занимаются его поставкой. В случае единовременного приобретения оборудования для 28 объектов, его поставка будет осуществлена только через 1,5 месяца. Проблемы при закупке оборудования у поставщиков ЗАО «НТЦ «ТЕКО»;

-отсутствие в достаточном количестве оборотных средств, чтобы производить работы на 28 объектах одновременно.

По результатам исследования сделан вывод, что рынок указанных услуг является конкурентным.

Объединение в один лот дошкольных и общеобразовательных учреждений,  расположенных в различных районах города Томска, ограничивает потенциальное количество участников, желающих принять участие в аукционе.

Описанными действиями по объединению объектов в один лот, антимонопольный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, приводящие или способные привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в ограничении состава участников торгов, поскольку фактически создало дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и привело к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, в том числе   субъектов малого и среднего предпринимательства.