Апелляция арбитражного суда поддержала УФАС в споре с ООО «Спец Авиа», отменив решение первой инстанции

8 октября 2018 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Томской области по жалобе ООО «Спец Авиа» на решение антимонопольного органа, признав тем самым обоснованность претензий УФАС к юридическому лицу.

Напомним, что ранее первая инстанция арбитража заняла противоположную позицию и отменила решение Томского УФАС России от 05 декабря 2017 г., которым ООО «Спец Авиа» признавалось нарушителем статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в несоблюдении юридическим лицом порядка ценообразования на рынке услуг по авиатопливообеспечения воздушных перевозок (хранение и заправка авиационным топливом воздушных судов) на территории аэропортов Стрежевой и Пионерный.

Из обстоятельств дела: в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, подлежат государственному регулированию, осуществляемому ФАС России. К таким услугам, наряду с другими, относится обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.

Антимонопольный орган установил, что ООО «Спец Авиа» обладает соответствующими сертификатами от 2015 года, позволяющими осуществлять деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и по аэродромному обеспечению на территории аэропортов г. Стрежевой и  п. Пионерный. Услуги по авиатопливообеспечению ООО «Спец Авиа» оказывает по самостоятельно установленным тарифам.

Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Федеральном законе «О естественных монополиях», является осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. При этом отсутствие субъекта в реестре естественных монополий не свидетельствует о том, что он не является таковым. Установив факты осуществления Обществом услуг по обеспечению заправки воздушных судов и наличия у юридического лица в пользовании аэродромных топливозаправщиков антимонопольный орган признал юридической лицо субъектом естественной монополии. Следовательно, тарифы, применяемые таким субъектом, должны быть установлены государством, самостоятельное установление тарифов недопустимо.

Из содержания п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что доминирующим хозяйствующим субъектам, а значит и субъектам естественной монополии, запрещено нарушать установленный порядок ценообразования.

В ходе рассмотрения дела ООО «Спец Авиа» фактически подтвердило, что самостоятельно установило тариф на заправку воздушных судов, включающий затраты на хранение авиа ГСМ, и оказывало услуги таким образом с 1 января 2015 года, тем самым подтвердив осуществление деятельности в качестве субъекта естественной монополии. При этом, ООО «СпецАвиа» не обращалось за установлением тарифа в регулирующий орган (ФАС России).

Суд первой инстанции не согласился с выводами УФАС о наличии у ООО «СпецАвиа» статуса естественной монополии, но апелляционная инстанция напротив признала обоснованность позиции антимонопольного органа.