Кассационная инстанция арбитражного суда 27 ноября 2018 года подтвердила правоту УФАС в очередном споре с управлением Росимущества об аренде федеральной собственности

27 ноября 2018 года вслед за первой и второй инстанциями арбитражного суда Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в г. Тюмени признал законным решение комиссии Томского УФАС России по делу о передаче в 2014 году в аренду без проведения торгов помещений по адресу пр. Ленина 83 Обществу с ограниченной ответственностью «ВТК Интерком» под деятельность кафе.

Напомним, 30 мая 2018 года Арбитражный суд Томской области огласил свой вердикт по жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях к Томскому УФАС России и отказал в отмене решения, на основании которого в декабре 2017 года УФАС предписало МТУ Росимущества принять меры к возвращению в казну недвижимого имущества, переданного в аренду ООО «ВТК «Интерком».

Между МТУ Росимущества в ТО и ООО «Внешнеторговая компания «Интерком» 31 декабря 2009 г. заключен договор о передаче в аренду  недвижимого имущества, находящегося в собственности РФ, являющегося объектом культурного наследия, а именно, нежилых помещений в цокольном этаже общей площадью 34.2 кв. м.  и нежилых помещений общей площадью 307, 4 кв. м. на первом этаже в здании по адресу г. Томск, пр. Ленина, 83. Окончание действия договора – 31 декабря 2014 года.

По истечении срока действия договора помещения не возвращены собственнику, договор возобновлен на новый срок - 31 декабря 2014 г. между Территориальным управлением и Обществом заключено дополнительно соглашение №08 к договору, которым продлен срок действия договора по 31 декабря 2024 г.

Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, указанным договорам предшествовал договор от 2005 года, но данный факт не смог изменить правовую природу дополнительного соглашения от 31 декабря 2014 года.

Особенности порядка заключения таких договоров установлены статьей 17.1 Закона №135-ФЗ и предполагают обязательность проведения публичных конкурсных процедур. Норма закона введена в 2008 году, т.е. на 31.12.2009 г., передача имущества могла быть осуществлена только в соответствии с требованиями данной статьи.

Описанными действиями Управление Росимущества  нарушило требования части 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ. Согласно положениям ч.4 ст.53 Закона №135-ФЗ (в редакции до 01.07.2013 г.) до 1 июля 2015 г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды федерального имущества,  заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 г.

ООО «ВТК «Интерком» является микропредприятием.  Заключение договора на новый срок в 2009 году на основании ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции соответствует требованиям законодательства, срок действия такого договора не должен был превышать 1 июля 2015 года. Вместе с тем, ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции не предусматривает неоднократного предоставление такого преимущества арендатору – субъекту малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на 31 декабря 2014 г.  продление договора аренды государственного  имущества с ООО «ВТК «Интерком»  на новый срок было возможно только по результатам торгов. В результате нарушений требований Закона №135-ФЗ Управлением Росимущества предоставлены конкурентные преимущества - ООО «ВТК «Интерком» путем представления во временное владение и пользование государственного имущества без проведения публичной процедуры торгов, чем ограничена конкуренция.

Таким образом, суды трех инстанций признали законность позиции антимонопольного органа. В настоящий момент Управлению Росимущества сообщило в УФАС об исполнении предписания.