Кассационная инстанция арбитража подтвердила правоту УФАС в споре с Департаментом здравоохранения Томской области

10 января 2019 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил без изменения постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2018 года, тем самым признав законность решения комиссии Томского УФАС России по делу о наделении ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы  Томской области» особыми полномочиями.

Напомним:1 ноября 2017 года  антимонопольный орган признал  Департамент  здравоохранения Томской области нарушителем ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение законодательства, по мнению УФАС, выразилось во  внесении изменений в Устав ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы  Томской области», позволяющих Бюро осуществлять ритуальные услуги за плату, тем самым Департамент ограничил конкуренцию на рынке соответствующих услуг.

Выявив признаки данного нарушения, УФАС еще 14 октября 2016 года направило в Департамент предупреждение о прекращении незаконных действий. В срок до 15 ноября 2016 г. Департамент должен был принять соответствующие меры во исполнение предупреждения. Департамент же не согласился с антимонопольным органом и обратился в Арбитражный суд. Предупреждение Томского УФАС России прошло проверку в двух инстанциях Арбитражного суда и было признано законным. В соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» в случае неисполнения предупреждения возбуждается производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В отличие от предупреждения последствием признания комиссией УФАС нарушившим ФЗ «О защите конкуренции» является привлечение к административной ответственности виновных лиц по статье 14.9  КоАП РФ.

Из обстоятельств дела: инспекцией Томского УФАС России по заданию ФАС России проведена внеплановая проверка ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области». Выявлено, что согласно уставу функции и полномочия учредителя выполняет Департамент здравоохранения Томской области.

Распоряжением Департамента от 14.07.2015 № 515 установлено, что Бюро вправе осуществлять следующие виды деятельности за плату, не являющиеся его основными видами деятельности: услуги по бальзамированию трупа; услуги по санитарной и косметической обработке трупа; предпохоронное сохранение трупа умерших.

Приказом Бюро от 27.05.2016 № 96 утверждены Положение о порядке и условиях предоставления платных немедицинских услуг, перечень платных немедицинских услуг, прейскурант цен на оказание платных немедицинских услуг в Бюро.

Между тем, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» определены особенности правового статуса государственного судебно-экспертного учреждения. Так, статьей 11 Закона предусмотрено, что государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Из законодательства также следует, что деятельность организации по проведению судебно-медицинских экспертиз может осуществляться специально созданной организацией в любых организационно-правовых формах, либо данная деятельность должна осуществляться каким-либо подразделением того или иного органа власти.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций по осуществлению иной деятельности, помимо экспертной.

Следовательно, оказание ритуальных услуг не относится к основным видам деятельности Бюро, а внесенные Департаментом в Устав Бюро изменения противоречат действующему законодательству.

При этом, существенно, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Оказание таких услуг Бюро может способствовать понуждению граждан к заключению договора именно с Бюро, а значит нарушению прав потребителей на свободный выбор организации, оказывающей услуги,  а также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В действиях Департамента по внесению описанных изменений в устав Бюро антимонопольный орган установил нарушением требований ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», согласно которой органам государственной власти субъектов РФ, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), приводящие или способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Отметим также, что начальник Департамента привлечен к административной ответственности за описанное нарушение 17 октября 2018 г., штраф в размере 15 тысяч рублей оплачен 4 декабря 2018 года.