АО «Русатом инфраструктурные решения» предстоит оплатить 300 000 руб. за злоупотребление доминирующим положением

11 сентября 2020 года Томское УФАС России вынесло постановление о назначении АО «Русатом инфраструктурные решения» административного штрафа в размере 300 000 руб. за злоупотребление доминирующим положением, повлекшее ущемление прав неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило решение Томского УФАС России от 21 ноября 2019 г. в отношении АО «ОТЭК» (после переименование - АО «Русатом инфраструктурные решения») о признании нарушения Обществом ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение законодательства выразилось несоблюдении п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

АО «ОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения города Северска, соответственно, Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке поставки услуг отопления.

АО «ОТЭК» при составлении актов обследования защитных сооружений (бомбоубежищ), расположенных в многоквартирных домах по адресу: ЗАТО Северск, ул. 40 лет Октября, 19; ул. Ершова, 4; ул. Свердлова, 3, 4, 5, 6; ул. Советская, 13; ул. Строителей. 16; ул. Транспортная, 2; пр. Коммунистический 2, 6, 10, 14, 18, 20, 28, 32, 38, 41; ул. Ленина 2, 6, 10, 14, 22, 24, 26, 30, 34, 42; ул. Леонтичука 8, 9,13; ул. Маяковского 5, 8, 14, за период 2018-2019 гг., располагая информацией о системе централизованного отопления, сознательно не включало в акты объем тепловой энергии, приходящейся на отопление бомбоубежищ. В результате АО «ОТЭК» освободило собственника защитных сооружений -  администрацию ЗАТО Северск - от обязанности оплаты коммунальной услуги, возложив бремя расходов на отопление бомбоубежищ на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.

Результатом злоупотребления доминирующим положением в данном случае явилось ущемление интересов неопределенного круга лиц, как хозяйствующих субъектов - предпринимателей, так и физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Антимонопольный орган предписал АО «ОТЭК» прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

АО «ОТЭК» не согласилось с решением и предписанием УФАС, обратилось с жалобой в Арбитражный суд Томской области. 7 августа 2020 г. Арбитражный суд оставил без изменений акты антимонопольного органа. В настоящее время АО «ОТЭК» подало апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, рассмотрение дела назначено на 08 октября 2020 г.

Санкция за нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Размер штрафа по указанной норме для должностных лиц составляет от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. Учитывая, что ранее Общество не привлекалась к административной ответственности за данное правонарушение, руководитель Управления избрал минимально возможный размер штрафа.

«Принятое решение о нарушении АО «ОТЭК» антимонопольного законодательства может быть использовано гражданами и бизнесом, которым были выставлены счета за тепло с нарушениями закона, для требования о перерасчете и возврате финансовых средств, в том числе в судебном порядке», - отметил Владимир Шевченко, комментируя привлечение юридического лица к административной ответственности.

 Для справок: часть 1 статьи 14.31. КоАП РФ: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».