УФАС возбудило дело об ограничении конкуренции учреждением, подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области

28 декабря 2020 г. Томское УФАС России возбудило дело в отношении ОГАУ «Томсклесхоз» по факту ограничения конкуренции при заключении с подрядчиком договоров санитарной рубки лесных насаждений и купли-продажи древесины на лесных участках в обход обязательных конкурентных процедур.

Областное государственное автономное учреждение «Томское лесохозяйственное производственное объединение» является подведомственной Департаменту лесного хозяйства Томской области некоммерческой организацией, специально созданной для выполнения работ, оказания услуг по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по организации обнаружений и тушению лесных пожаров на территории области.

Лесным кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления мероприятий по охране и защите лесов специализированными учреждениями, подведомственными органам власти в области лесных отношений, которым и является ОГАУ «Томсклесхоз». Для этих целей Департамент утверждает государственное задание. Госзадание само по себе является документом, устанавливающим требования к выполнению государственных/муниципальных услуг или работ. Исполнение госзадания финансируется за счет бюджетных средств. Так, Департамент утвердил ОГАУ «Томсклесхоз» госзадание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе, на выполнение работ по санитарной рубке.

По условиям госзадания Учреждению для выполнения работ переданы лесные насаждения. В соответствии с законодательством, в случае, когда осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не возложено на Учреждение, проводится конкурсная процедура по определению исполнителя работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Однако, ОГАУ «Томсклесхоз» не приступило к выполнению возложенных на него госзаданием работ по санитарной рубке, а самостоятельно, в обход обязательной процедуры закупок для государственных нужд, привлекло для этих целей подрядчика.

Указанные действия Учреждения свидетельствуют о предоставлении конкретному подрядчику преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности и содержат признак нарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрета на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Антимонопольным органом ранее по указанным фактам выдавалось предупреждение ОГАУ «Томсклесхоз» о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, с которым учреждение не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене предупреждения.

В декабре 2020 года арбитражный суд поддержал антимонопольный орган, признав предупреждение в адрес Учреждения законным и обоснованным.

В связи с неисполнением предупреждения ОГАУ «Томсклесхоз» Томским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по указанным фактам. При признании по итогам рассмотрения дела ОГАУ «Томсклесхоз» нарушившим требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, Управлением будет также рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.