УФАС: реклама, распространяемая по сетям электросвязи с нарушением законодательства, по-прежнему вызывает наибольшее количество жалоб

В пятницу 10 декабря 2021 г. в Томском УФАС России прошло заседание очередного рекламного совета, действующего при управлении.

Наряду с обсуждение новелл рекламного законодательства и организационных вопросов, совет оценил с позиций не только права содержание рекламы с изображением целующихся людей и с изображением оружия, направленного на потребителя рекламы. Обсуждение было оживленным, к единому мнению собравшимся прийти не удалось, в итоге позиция совета определялась голосованием.

Напомним, что в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Оценивая визуальное содержание рекламы с изображением целующихся людей, учитывая детали изображения, члены совета большинством голосов признали образ, используемый в рекламе, непристойным и рекомендовали антимонопольному органу возбудить производство по делу о нарушении рекламного законодательства.

Вместе с тем, оценивая содержание другой рекламы, вынесенной на обсуждение, в совокупности ее визуального и текстового содержания, члены совета не усмотрели признаки нарушения рекламного законодательства. В центре изображения данной рекламы располагались дула двух пистолетов, обращенных на потребителя рекламы.

Следует отметить, что статьей 26 Закона о рекламе установлены специальные требования к рекламе оружия. Вместе с тем, совет пришел к выводу, что служебное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, гражданское оружие, в том числе оружие самообороны, спортивное, охотничье и сигнальное оружие не являются объектом рекламирование рассматриваемой советом рекламы, следовательно, ограничения и запреты, установленные статьей 26 Закона, не распространяются на такую рекламу.

Совет пришел к выводу, что объектом рекламирования являются услуги автомастерской. При оценке рекламы учитывалась также невозможность идентифицировать оружие, к которому могло быть привлечено внимание потребителей рекламы посредством распространения такой рекламы.

Управление ФАС по Томской области, информируя собравшихся об особенностях рекламного контроля в 2021 г., обратило внимание на уже традиционное преобладание жалоб граждан на навязчивую рекламу по сетям электросвязи. Такая реклама по-прежнему вызывает наибольшее неудовольствие потребителей рекламы и становится причиной для обращения в антимонопольный орган. Вместе с тем, нередко качество обращения не позволяет УФАС принять исчерпывающие меры реагирования для защиты прав потребителей рекламы.

Управление предложило разработать типовой бланк обращения в Томское УФАС России по статье 18 Закона о рекламе, согласно которой установлены специальные требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.

Инициатива антимонопольного органа получила поддержку совета, типовой бланк обращения будет размещен на сайте управления в 2022 г. после обсуждения на первом заседании совета в будущем году.