УФАС установило сговор при передаче муниципальной земли в аренду в Парабельском районе

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

30 декабря 2021 г. комиссия антимонопольного органа признала Администрацию Парабельского района и ООО «СИТЭК» нарушителями статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение допущено в период с мая 2019 г. по июль 2020 г. и выразилось в

- заключении по результатам торгов договора аренды земельного участка на условиях, не соответствующих аукционной документации и законодательству,

- изменении впоследствии вида разрешенного использования и категории земельного участка,

- нерасторжении договора аренды и непроведении новых торгов на земельный участок с измененными категорией и видом разрешенного использования,

- в заключении сторонами дополнительного соглашения к договору аренды без соразмерного изменения арендной платы.

Подробнее: 21 мая 2019 года Администрация опубликовала извещение о проведении аукциона на право аренды земельного участока из земель сельскохозяйственного назначения площадью 28906 кв. м, расположенного в Новосельцевском сельском поселении, причал на протоке Кольджа, вид разрешенного использования: для размещения водных объектов (причал), размер арендной платы в год 59 546,36 руб. (50% от кадастровой стоимости земли).

На аукцион поступила единственная заявка – ООО «СИТЭК», аукцион не состоялся, 3 июля 2019 года заключен договор с единственным участником аукциона сроком действия до июля 2024 г.

В соответствии с законодательством такой договор может быть заключен исключительно на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, а внесение изменений в договор, в части изменения видов разрешенного использования, не допускается. Одновременно в силу закона арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого участка без проведения торгов.

Вопреки аукционной документации и требованиям законодательства в договор аренды с ООО «СИТЭК» включены условия о возможности изменения вида разрешенного использования и категории земель, о праве арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельного участка с периодичностью не более 1 раза в год;  а также условия о преимущественном праве ООО «СИТЭК» на пролонгацию договора аренды после истечения срока его действия.

Впоследствии 6 июля 2020 года Администрация района и ООО «СИТЭК» подписали дополнительное соглашение к договору, которым зафиксировали в тексте документа иную категорию земель и вида разрешенного использования.

Изменения внесены в связи с переводом земельного участка из состава категории земель сельхоз назначения в состав земель промышленности. В результате изменения категории земель и вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличилась, более чем в 4 раза, следовательно, увеличению подлежала и арендная плата, что не произошло. Кроме того, после указанных изменений статуса земельного участка арендные отношения между Администрацией Парабельского района и ООО «СИТЭК» возможны исключительно на основании новых торгов.

Антимонопольный орган усмотрел в описанных действиях органа самоуправления и хозяйствующего субъекта угрозу ограничения конкуренции, поскольку поведение участников антиконкурентного соглашения, анализ фактов и документов свидетельствуют о предоставлении Администрацией Парабельского района ООО «СИТЭК» преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а также об ограничении доступа иных потенциальных конкурентов к участию в новом аукционе на право аренды земельного участка.

В ближайшее время управлением будут приняты меры к привлечению к административной ответственности виновных лиц.

Для справки:

Согласно ч.16 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

Согласно ч.17 ст.39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Согласно ч.15 ст.39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.