Арбитражный суд отказал АО «Медтехника» в отмене сразу трех решений Томского УФАС России

28 февраля 2022 г. Арбитражный суд Томской области оставил без изменений отказ Томского УФАС России в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и два решения комиссий УФАС по жалобе АО «Медтехника» на действия ОГКУ «Облстройзаказчик» при проведении двух аукционов на поставку медицинских изделий с совокупной начальной (максимальной) ценой контрактов 57 762 700 рублей.

АО «Медтехника» в своей жалобе в антимонопольный орган указало на нарушение заказчиком как Закона о защите конкуренции, так и Закона о контрактной системе.

В мае 2021 г. комиссия Томского УФАС России двумя решениями признала необоснованной жалобу  АО «Медтехника» в части доводов о нарушении требований законодательства в сфере закупок.

В июле 2021 г. УФАС, проверив в полном объеме доводы жалобы АО «Медтехника» в части нарушения заказчиком антимонопольного законодательства, отказало в возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции.

По мнению заявителя нарушение законодательства выразилось в указании в документации аукционов конкретных характеристик товара, который необходим заказчику, что привело к ограничению конкуренции и прав заявителя.

УФАС пришло к выводу, что заказчик провел закупку исходя из потребностей лечебного учреждения, при подготовке аукционной документации им проведен анализ рынка, на основании которого определены технические характеристики необходимого товара.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов хозяйствующего субъекта, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Соответственно, заказчик осуществляет закупку товаров для обеспечения государственных и муниципальных и имеет право в самостоятельном определении параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности лечебного учреждения, то есть включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Анализ документации и хода аукционов для нужд лечебного учреждения не позволил УФАС установить факты создания заказчиком препятствий лицам, которые желают принять участие в торгах, создания преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам.

АО «Медтехника», не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилась с жалобой в Арбитражный суд Томской области. Между тем, суд первой инстанции признал правомерной позицию антимонопольного органа.