Протокол заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 6 апреля 2011г.

 

 ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России
06 апреля 2011г. г.Томск
Председательствовал:
Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России,
руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;
 
Присутствовали:
Члены Экспертного совета:
Заместитель председателя — Елена Петровна Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Леви Каминецкий — раввин Томской еврейской общины;
Евгений Воронков — протоиерей Руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г.Томска;
Калинина-Сулакшина Ольга Степановна – директор галереи «Искусство и актуальность», член Творческого Союза художников России, сопредседатель координационного совета женщин при Мэре г.Томска;
Турутина Елена Сергеевна — Доцент ТГПУ, кандидат философских наук;
Анненков Роман Валерьевич — преподаватель ТУСУР;
Михайловская А.А. - представитель Зарембо Константина Александровича (директора «Радио Сибирь»);
Трофимов Алексей Валентинович — главный редактор ОАО «Редакция газеты «Томские новости»;
Лапенков Сергей Владимирович — директор холдинга «Медиа FM»;
Шиптенко Дмитрий Александрович — директор ООО «Томский бизнес журнал»;
Турецков Владислав Владимирович — Исполняющий  обязанности начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Томской области
Алексеев Андрей Владимирович — Председатель комитета городского дизайна и рекламы Администрации г.Томска;
Чуклина Екатерина Владимировна — специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Томского УФАС;
Ответственный секретарь — Трусова Ольга Юрьевна, старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
 
Председатель Экспертного совета:
Приветственное слово.
О составе совета, приветствие новых членов совета.
Повестка заседания.
Регламент заседания.
 
 
1. Использование эротического образа в рекламе стриптиз-бара «Зажигалка»
 
Мнение Томского УФАС России (Чуклина Е.В.):
Должностными лицами Томского УФАС России выявлена реклама стриптиз-бара «Zажигалка» в журнале «My Way», в связи с чем, возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Комиссия Томского УФАС России приступила к рассмотрению данного дела 5апреля, но дело было отложено, для получения дополнительных доказательств, в частности, мотивированного мнения Членов Экспертного совета по рекламе. 
Кратко о содержании указанной рекламы.
В рекламной статье стриптиз-бара «Zажигалка», в форме интервью, рассказывается о стриптизе, как одном из способов легального развлечения, о работе танцовщиц, о шоу-программах и услугах предлагаемых клиенту в баре «Zажигалка», привлекается внимание к указанному заведению, к большому спектру услуг, оказываемых в указанном стриптиз-баре (например  water strip show, услуга — освободить девушку от работы и провести с ней вечер, и др.) - услуги, которые имеют явную интимную направленность и неоднозначно воспринимается потребителями рекламы.
Кроме того, указанная статья сопровождается изображениями обнаженных девушек, с ярко выраженным сексуальным подтекстом.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Использованные в рассматриваемой рекламе изображений обнаженных девушек носят сексуальную направленность и неоправданно доминируют в рекламе стриптиз-бара «Zажигалка», нарушает общепринятые нормы морали, гуманности, нравственности, а также может оскорбить чувства граждан.
 
Мнение ООО «Томский бизнес журнал» (Шиптенко Д.А.): 
Данная реклама была размещена, изготовлена с помощью заказчика, который помогал   писать текст, предоставил фотосессию. «Zажигалка» является ведущей сетью стриптиз-баров в России, суть этого заведения — предоставление услуг осуществления эротических танцев. В статье говорится только про стриптиз, а не о порнографии. Много веков образ наготы, обнаженной женщины является эталоном красоты, верхом искусства, то есть культурным и общепринятым. Следовательно, эти образы никак не ущемляют и не оскорбляют чувства граждан. К тому же, для примера у меня имеется несколько журналов, которые свободно распространяются в магазинах, где изображения гораздо более непристойные.
Каминецкий Леви: Считаю, что в наше время сложно судить о непристойности тех или иных вещей, так как подобные образы обнаженных женщин очень распространены во всех средствах массовой информации. В случае рекламы в журнале считаю, что у человека есть выбор — не открывать данный журнал и не читать. Также добавлю, что, например, в Израиле или Америке подобная реклама считается незаконной, и её вряд ли встретишь в каких либо СМИ, кроме узкоспециализированных.
Лапенков С.В.: Данная статья, как изображения, так и содержание, полностью соответствуют заведению, которое рекламируется, и задача рекламодателя выполнена в приемлемой форме. Соглашусь с раввином, каждый человек сам делает свой выбор, читать подобные статьи или нет, смотреть такие изображения или нет.
Фоминых Е.П.: Если оценивать текст статьи отдельно от фотографий, то он и является наиболее непристойным и неприемлемым. Услуги данного бара описаны с намеком на оказание интимных услуг за деньги. А в целом статья популяризирует образ жизни танцовщиц стриптиза, призывает к этой профессии, что неприемлемо для нашего общества, ведь у всех нас есть дети, которые могут это прочитать и сделать неправильные выводы.
Анненков Р.В. (бывший редактор «Томского бизнес журнала»): зачитал цитаты из текста, из которых, по его мнению, следует, что деятельность данного бара абсолютно приемлема, и даже полезна, например, для семейных отношений. Исходя из этого, не видит категории людей, которую данная статья могла бы оскорбить.
Шевченко В.И.: Одно дело есть люди, которые целенаправленно посещают «Zажигалку», а журнал с данной статьей вполне может попасть в руки нецелевой аудитории. Есть потребитель рекламы, а есть потребитель услуг. В данном случае они не совпадают.
Трофимов А.В.: Потребитель рекламы и потребитель услуг всегда не совпадают, такова реальность. Есть бизнес эротического танца, он не противозаконен, соответственно, есть и его реклама. Получается, что мы начинаем притеснять бизнес, ограничивая его рекламу.
Шевченко В.И.: Предлагаю организовать расширенный Совет по данной теме, так как проблема такой рекламы всегда стояла остро, и сложно решать её однозначно. Томское УФАС возбуждало множество дел в этом направлении, но состав у таких дел всегда очень сложный.
Евгений Воронков: С точки зрения христианства, нравственности и морали — такая реклама абсолютно неприемлема. С одной стороны женская нагота как таковая — не запрещена, но всему должно быть свое время и место, а именно — в семье. В Библии говорится: «Горе тому, через которого происходит соблазн». У меня самого 6 детей, и я хожу с ними в общественные места, например, в магазин. Там мы вынуждены слушать рекламу подобных заведений, которая громко транслируется на все помещение. Также в магазинах, особенно супермаркетах постоянно сталкиваемся с тем, что когда стоим на кассе детям приходится смотреть на сигареты и презервативы. Почему нельзя перенести эти товары в место, которое можно было бы избежать, обойти, например к алкоголю. Ещё хотелось бы сказать о доступности журналов эротического содержания на полках магазинов. Журналы обычно расположены таким образом, что видно обложки с обнаженными женщинами, и любой, в том числе и ребенок видит и может взять и посмотреть. Считаю что подобные журналы необходимо убрать в специально отведенное отдельное место, которое можно при желании можно миновать, либо продавать такие журналы в непрозрачной упаковке.
Шевченко В.И.: Конституция предполагает свободу, но свобода должна иметь границы. Существуют общественные запреты, которые мы должны соблюдать, а если не соблюдаем — нести за это ответственность. Предлагаю членам совета определиться и проголосовать:
-Поднимите руки те, кто считает что данная реклама пристойна?
Пристойна: Лапенков С.В., Трофимов А.В., Михайловская А.А. (Зарембо), Шиптенко Д.А., Алексеев А.В., Анненков Р.В., итого: 6.
-Поднимите руки те, кто считает, что данная реклама является непристойной?
Непристойна: Леви Каминецкий, Евгений Воронков, Калинина-Сулакшина О.С., Турутина Е.С., Ерохин С.П., Шевченко В.И., Фоминых Е.П., Чуклина Е.В., итого: 8
 
2. Темы совета 2010 г., перешедшие на 2011 год:
1-реклама электронных сигарет,
2-наружная реклама услуг по изготовлению дипломов, курсовых.
 
Мнение Томского УФАС России (Чуклина Е.В.):
1. На прошлых заседаниях Совета обсуждались темы, по которым мнения Членов совета  разделились, либо не были выявлены явные признаки нарушения рекламного законодательства, в связи с чем, принято решение вернуться к данным вопросам в будущем.
В связи с чем, хотелось бы кратко сказать, во-первых, о рекламе изготовления дипломных и курсовых работ, данная тема обсуждалась на ноябрьском Совете, однозначно, что распространение такой рекламы не этично и безнравственно, и вызывает возмущение у большинства аудитории нашего студенческого города, но, вместе с тем, текст данной рекламы не однозначен и сложно выявить факт нарушения законодательства о рекламе, следовательно, и пресечь распространение указанной рекламы в рамках полномочий антимонопольного законодательства не представляется возможным.
В связи с чем, материалы, фотоснимки данной рекламы, представленные Членами совета были направлены в Администрацию г.Томска, для ее рассмотрения в части самовольной установки рекламной конструкции.
И нашими коллегами из рекламно-разрешительного отдела комитета городского дизайна и рекламы Администрации г.Томска, на основании ч.10 ст.19 ФЗ «О рекламе», положения «О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Томске» выданы предписания о демонтаже указанных рекламных конструкций.
2. Также, хотелось бы вернуться к теме рекламы электронных сигарет, так как на момент вынесения указанной темы не было известно о свойствах электронных сигарет, однозначно не был решен вопрос к какой группе товаров электронные сигареты должны быть отнесены и, следовательно, какие требования рекламного законодательства распространяются на рекламу указанных товаров.
В настоящий момент данный вопрос прояснился. К нам поступили ответы от коллег территориальных органов, разъяснения из ФАС России.
Как поясняет ФАС России статьей 23 ФЗ «О рекламе» установлены ограничения и требования в отношении рекламы табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров. Таким образом, перечень товаров, на рекламу которых распространяются указанные нормы, не является исчерпывающим.
Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и, в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты могут быть отнесены к  категории, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.
Кроме того, в настоящий момент на территории России электронная сигарета имеет патент на полезную модель (прислано Краснодарское УФАС), в приложении 1 к патенту, в реферате указанно, что полезная модель относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, а именно, относится к курительным принадлежностям в виде беспламенной электронной сигареты.
Следовательно, электронные сигареты не являются табачными изделиями, вместе с тем, относятся к курительным принадлежностям, и на них распространяются требования ч.ч.1, 2 ст. 23 ФЗ «О рекламе».
Шевченко В.И.: из чего следует, что на данный вид товара распространяются те же ограничения, что и на все курительные принадлежности.
Ланенков С.В.: Возможно ли предоставить от Томского УФАС письменные разъяснения, чтобы руководствоваться ими в работе? Это необходимо нам для того, чтобы предоставлять в качестве ответа на отказ в размещении такой рекламы на наших радиостанциях.
Шевченко В.И.: Да, мы предоставим Вам письменные разъяснения по этому вопросу.
 
3. Реклама в транспорте с использованием эротического образа.
Мнение Калининой-Сулакшиной О.С.
Раньше дети воспитывались на церковных образах, сегодня происходят страшные вещи. Примером тому служит статья, которую раздали всем членам совета. Мальчик дома насмотрелся запретного видео, и на следующий день в детском саду просто начал повторять все что видел. Дети впитывают все увиденное и услышанное, как губка. Этим же опасна и наружная реклама как на улице, так и в общественных местах. На одном из маршрутов общественного транспорта распространена реклама салона красоты, на которой изображены обнаженные юноша и девушка. Считаю, что данное изображение абсолютно не соответствует рекламе, и такое встречается повсеместно. Для взрослого населения это почти норма, но для детской психики это разрушительно, и в результате приводит к различным отклонениям: педофилии, насилию над женщинами, и т. п. К этому не должно быть равнодушных, так как у всех есть дети. Уже говорилось о том, что на прилавках магазинов журналы и газеты с эротическими картинками находятся в свободном доступе, и каждый, в том числе ребенок, может взять, посмотреть эти журналы, и это ужасно. Также предлагаю рассмотреть фотографии рекламного щита на пересечении ул.Лебедева и пр-та Комсомольского, где две полуголые девушки предлагают перезарядить аккумуляторы.
Шевченко В.И.: Есть широкий круг доступа к рекламе, есть узкий. Наружная реклама относится к широкому доступу. Например, есть реклама магазина шин — полуголая девушка катит колесо — это как минимум недостоверно. Для кого-то это не оскорбительно, но есть часть общества, которую такая реклама будет оскорблять. По различным социологическим опросам процент недовольных такой рекламой будет разный, но любой процент очень важен, достаточно трех человек.
Лапенков С.В.: Образ обнаженной женщины является наиболее привлекательным для мужчины, поэтому его используют в рекламе, особенно товаров для мужчин. Но как установить оскорбительна ли та или иная реклама.
Шевченко В.И.: Все мы представляем разные слои общества, и получить мнение общества вцелом очень сложно. Для этого и существует рекламный Совет при Томском УФАС. Мы можем предпринять действия, чтобы оскорбляющую рекламу убрали.
Фоминых Е.П.: Предлагаю вынести рекомендации рекламного Совета: направить в Роскомнадзор запрос разъяснений о печатных изданиях, упомянутых членами совета, с указанием всех обстоятельств, а именно, способа распространения, посмотрим, что нам ответят, доложим на очередном совете. И второй фактор, на который хотелось бы обратить внимание: зачастую рекламное изображение не устраивает нас, но с точки зрения закона реклама совершенно законна. В законе, например, никак не оговорено можно ли рекламировать пиво вблизи храма, между тем всем нам очевидно, что такая реклама может затронуть чувства верующих, тоже самое относится и к обнаженному образу в рекламе вблизи храма. Возбудить дела в данном случае затруднительно, особенно при отсутствии заявлений, вместе с тем рекламный совет может рекомендовать управлению провести проверку по факту распространения указанной рекламу аккумуляторов, возможно, где-то в городе такая реклама размещена вблизи храма или на пути следования верующих в храм.
Присутствующие согласились с необходимостью проведения такой проверки.
Шевченко В.И.: Мы понимаем, что в этом случае необходимо в первую очередь рассматривать обстоятельства размещения: способ размещения, место размещения. Для исключения субъективной оценки такой рекламы, необходимо присутствие комплекса факторов.
Евгений Воронков: Предлагаю ограничить такую рекламу в районе к/т им.Горького, в том числе анонсы фильмов, которые часто содержат оскорбляющие изображения, элементы насилия. Вблизи находится детский театр, т.е. такие анонсы фильмов всегда попадают в поле зрения детей.
Алексеев А.В.: Необходимо рассматривать именно конкретные примеры, чтобы принимать конкретные меры, иначе все может ограничиться только разговорами.
Шевченко В.И.: По рекламному щиту на Комсомольском: предлагаем провести проверку окружающего района. Затем на следующем рекламном совете доложит результат.
 
4. Реклама производителей-продавцов пива на радио.
Мнение Лапенков С.В.
На радиостанциях нашего холдинга «Медиа FM» существует негласное правило не пропускать в дневное время не только рекламу пива,  но и рекламу, которая побуждает к употреблению пива. Например, реклама пивных заведений г. Томска. Для обсуждения принес конкретные примеры таких роликов. (Реклама «Бирхаус» на Южной, «Пивляндия»).
Также не пропускаем в эфир рекламу, содержащую слова секс, эротика, и т. д., например реклама магазина «18 », вечеринка «Голодная утка в НК Факел.
Мнение Томского УФАС (Чуклина Е.В.)
Согласно разъяснениям ФАС России содержание в тексте рекламы слов «Пиво», «Пиво на разлив» не индивидуализирующих конкретный товар, изготовителя, продавца товара, не является рекламой пиво.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что согласно части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
На рекламу юридического лица, продавца или изготовителя пива, распространяются требования ст.22 ФЗ «О рекламе».
То есть, согласно РАЗЪЯСНЕНИЯМ ФАС РОССИИ СОЮЗУ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПИВОБЕЗАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Если потребителем рекламы продавец товара, конкретное заведение (магазин, бар, паб и т.д.), ассоциируется именно с пивом, местом где реализуется пиво, так сказать «заведением имеющим пивную направленность» (пивные бары, пивные рестораны, пивные магазины), рекламодатели и рекламораспространители обязаны соблюдать установленные статьей 22 Федерального закона "О рекламе" требования и ограничения.
Также указанные нормы распространяются на рекламу, и на это указывает сложившаяся судебная практика, в которой явно используются шумовые эффекты открывающейся бутылки, наполняющегося стакана.
Просим высказать мнение Членов совета, по прослушанной рекламе
Лапенков С.В.: думаю мнение всех однозначно, так как в этих роликах, которые транслируются в том числе и в дневное время, явно нарушается законодательство.
Шевченко И.В.: Очевидно, что Томскому УФАС необходимо привлекать к ответственности за такую рекламу. Предлагаю провести проверку по этим фактам.
 
5. Результаты деятельности Томского УФАС за 2010 год:
Фоминых Е.П.:
Работа по регулированию рекламной деятельности и контролю за соблюдением рекламного законодательства в 2010 г. осуществлялось по трем основным направлениям:
1) непосредственный контроль за соблюдением рекламного законодательства посредством возбуждения и рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства, выдачи предписаний, наложения штрафных санкций;
2) обмен информацией с лицензирующими и контролирующими органами, а также органами власти и управления, позволяющий оперативно выявлять и устранять нарушения закона;
3) популяризация рекламного законодательства в ходе адвокатирования деятельности управления посредством распространения пресс-релизов, размещения их на сайте управления, интервью представителям томских СМИ и т. д.
В 2010 г. продолжал свою деятельность наш рекламный совет. Его работа стала носить более регулярный характер, нежели в предшествующий период.
Сотрудничество Томского УФАС России с Администрацией г. Томска в 2010 г. осуществлялось также в виде обмена информацией о выявлении фактов распространения самовольной рекламы, установленных комиссией управления в ходе рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства.
В 2010 г. стало более активным взаимодействие управления ФАС с другими структурами, регулирующими правоотношения в сфере рекламы: Администрация г. Томска, УВД по ТО в лице МОБ. В 2011 г. в числе наших партнеров оказалась еще и ГИБДД.
Сотрудничество управления с милицией в 2010 г. осуществлялось в виде обмена информацией о выявлении фактов оказания запрещенных услуг, фактов осуществления видов деятельности, требующих наличия лицензии, без наличия лицензии. Управлением выявлялись факты использования СМИ для распространения рекламы указанных услуг.
В 2010 г. управлением рассмотрено 278 фактов, указывающих на событие правонарушения, возбуждено 105 дела (в 2009 – 59 дел) о нарушении законодательства о рекламе. По возбужденным делам выдано 104 предписания (в 2009 г. - 60 предписаний), из них 92 предписания исполнены, 12 предписаний находятся в стадии исполнения. Из 278 рассмотренных фактов, на первый взгляд содержащих признаки нарушения рекламного законодательства, по 168 фактам были возбуждены дела о нарушении рекламного законодательства, при рассмотрении в ходе проверок остальных фактов не было установлено нарушений рекламного законодательства.
В 2010 году Томским УФАС России возбуждено и рассмотрено 80 дел (на 30 дел больше, чем в 2009 г.) об административной ответственности. Число привлеченных к административной ответственности превышает статистику 2009 г.: в 2009 г. в административной ответственности было привлечено 33 лица, в 2010 г. – 44. Из числа 44-х вынесенных в 2010 г. постановлений о наложении штрафа 32 постановления исполнены в отчетном периоде, 12 находятся в стадии исполнения. Общая сумма, подлежащая взысканию, составила 873 000 рублей, уплачено 562 000 рублей (включая суммы штрафов, наложенные постановлениями в предшествующий отчетный период).
Шевченко В.И.: Необходимо тесное взаимодействие Томского УФАС, милиции и Мэрии г.Томска для борьбы с нарушителями. Благодаря Рекламному совету это взаимодействие постоянно улучшается.
 
6. Рассмотрение предложений членов Совета по рекламе и гостей к обсуждению на заседаниях Совета:
Трофимов А.В.: Пресекательная функция Совета по рекламе гигантская. Для большей эффективности необходимы также профилактические письма.
Шевченко В.И.: Томское УФАС планирует организовать конкурс социальной рекламы. Предлагаем членам совета обдумать темы для рекламы, номинации, и т. д., и все предложения направлять в Томское УФАС России в течение недели.
Турутина Е.С.: предлагаю выяснить вопрос, правомерно ли в объявлениях на вакансии устанавливать половой и возрастной критерий, а так же критерий внешности?
Шиптенко Д.А.: В нашу редакцию пришло письмо от редакции вновь появившегося журнала, где говорится, что это первый журнал для чтения. Правомерно ли это, предлагаю выяснить.
Фоминых Е.П.: Проверить торговые сети, в магазинах которых по громкой связи транслируется ненадлежащая реклама.
 
Экспертный совет решил:
1. Рекомендовать УФАС направить в адрес Роскомнадзора письмо с запросом разъяснений правомерности размещения журналов……свободным для детей в торговых сетях г. Томска
2. Разослать в СМИ разъяснения Фас России о рекламе электронных сигарет.
3. Провести проверку по факту распространения рекламы аккумуляторов с использованием изображений обнаженных женщин на пр. Комсомольском
3. Сформировать организационный комитет конкурса социальной рекламы из членов совета и иных лиц.
4. Вынести на обсуждение следующего заседания совета вопросы:
-реклама насилия, смерти, жестокости в афишах кинофильмов «Киномира» на пути следования детей в ТЮЗ и художественный музей.
-в объявлениях на вакансии устанавливающие половой и возрастной критерий, а также критерий внешности
-звуковая реклама школы стрип танца в торговых сетях
-правомерность использования печатным СМИ слогана «это первый журнал для чтения».
Дата проведения Совета: 
6 апреля 2011, 14:43