Протокол заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 29.09.2010

 

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России

 « 29 » сентября  2010г.                                                                                 г.Томск

Председательствовал:

Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России, Владимир Иванович Шевченко руководитель Томского УФАС России;

Присутствовали:

Члены Экспертного совета:

Заместитель председателя — Фоминых Елена Петровна, начальник отдела контроля рекламы, небодросовестной конкуренции и адвокатирования;

Ответственный секретарь — Базарова Наталья Валентиновна ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, небодросовестной конкуренции и адвокатирования;

ОАО «Редакция газеты «Томские новости»  —  Голикова Наталья Олеговна;

ООО «ТРИА «Тройка» — Каменев Павел Алексеевич, заместитель директора по маркетингу и пиару;

Холдинг «Медиа FM» —Лапенков Сергей Владимирович, директор;

Рекламно-разрешительный отдел Комитета по информационной политике Администрации г.Томска —Романов Константин Викторович, юрисконсульт;

НОУВПО «Томский институт бизнеса» —Бочкарева Ольга Викторовна;

Приглашенные:

Томский государственный педагогический университет — Елена Сергеевна Турутина.

«Зонд реклама», «Город Online», «Здоровье Online», «Аукционъ Online» — Анастасия Владимировна Фрицлер, главный редактор;

Редакция «Красное знамя» — Лариса Анатольевна Черновская, менеджер-координатор;

«Томский бизнес журнал» —  Роман Анненков, редактор;

ООО «Вегас-Р» - НК «Театро» — Арина Сергеевна Шуваева, директор;

Председатель Экспертного совета:  Значение и цели Совета, наиболее острые вопросы, ситуация в Томской области

Заместитель председателя:  в составе Совета произошли некоторые изменения.

ОАО Издательский дом «Томский Вестник» - ликвидировалось

в ООО «ТРИА «Тройка» произошла смена директора

Предложения от имени Управления: 1) ввести в члены Экспертного совета Турутину Елену Сергеевну,

2) ввести в члены Экспертного совета представителя УВД по Томской области;

3) ввести в члены Экспертного совета представителей духовенства.

Предложения членов Экспертного совета: ввести в члены совета Романа Анненкова.

Повестка заседания.

1. Реклама НК «Театро» (Н.В. Базарова)

В Томское УФАС России поступило обращение жительницы г.Томска по поводу размещения рекламы на фасаде здания по адресу пр.Фрунзе, 103 (в котором, в настоящее время, располагается НК «Театро») с изображением обнаженной груди.

Заявитель отметила, что в данной рекламе имеет место использование непристойного образа. Реклама неприлична, непристойна, пропагандирует разврат и вседозволенность.

По мнению антимонопольного органа в исследуемой рекламе мероприятия развлекательного заведения использованное изображение неоправданно и является неуместным. Образ женщины с обнаженной грудью использован в целях привлечения внимания к развлекательному мероприятию, и, по общепринятым нормам морали и нравственности, носит непристойный, неприличный и оскорбительный характер.

Отмечаем способ распространения рекламы, который был выбран рекламодателем — использование средства наружной рекламы, которая доступна неопределенному кругу лиц, т.е. не только потенциальным посетителям развлекательного ночного заведения, но и несовершеннолетним.

Понятия «непристойный», «оскорбительный» имеют неоднозначную трактовку и восприятие.

С учетом изложенного, вопрос о правомерности размещения рекламы с использованием данного образа и заявлен сегодня на обсуждение. Просим высказать свое мнение — содержит ли рассматриваемая реклама непристойный и оскорбительный образ.

А.С.Шуваева: Рекламируемое мероприятие проходило в Томске, указанная  наружная реклама действительно размещалась. Московский ночной клуб «Pacha» осуществлял тур по России (в 23 городах). Реклама тура также размещалось по всей России, макет был общий, мы изменили только дату и время. На изображение, содержащиеся в рекламе, внимания не обратили.

Е.С.Турутина: Я неоднократно наблюдала рассматриваемую рекламу и слышала негативные отзывы проходящих мимо людей, особенно возмущение пожилых людей. По-моему мнению, реклама оскорбляет чувства женщин, родителей.

С.В.Лапенков: Я также видел рассматриваемую рекламу, и думаю, если бы рука у девушки на снимке была опущена чуть ниже вопросов не было бы. Но и в таком виде, по-моему мнению, реклама не является провокационной или развратной. В рекламе нет призыва к сексуальным действиям или насилию. Образ девушки не воспринимается как оскорбительный или непристойный. Хотя, повторять размещение данной рекламы не нужно.

П.А. Каменев: В рекламе показано чуть больше, чем нужно. Но пропаганды насилия, также как и сексуального подтекста я не вижу.

Р.Анненков: Моральный образ носит сезонный характер. Момент размещения рекламы 16 июля и образ девушки воспринимается легким, без сексуального подтекста. Если ребенок, не имеющий никаких ассоциаций, увидит какую-либо часть тела, как в данном случае, в этом нет ничего страшного. Реклама воздействует не только когда она осознана, но и когда не осознана. Для пожилого человека рассматриваемый образ всегда будет выглядеть нарочито и обидно, в силу возраста. Но если люди противятся появлению такой рекламы, высказываются негативно, на это нужно обратить внимание и убрать рекламу.

А.В. Фрицлер: Хотелось бы оставить даже не комментарий, а скорее задать вопрос. Иногда запрещена и считается непристойной реклама просто в откровенной одежде, тогда почему рассматриваемая реклама правомерна и уместна? Если указанная реклама была размещена в клубе - это одно, в рассматриваемом случае размещена общедоступным способом, для неопределенного круга лиц, это совсем другое.

Экспертный совет решил: направить рекламодателю письмо с рекомендацией прекратить размещение аналогичной рекламы.

2. «Вкусно поесть в Томске негде» (Е.П.Фоминых)

В управление ФАС России по Томской области поступило обращение Администрации г. Томска о проверке соблюдения ФЗ «О рекламе» при размещении информации «ВКУСНО ПОЕСТЬ В ТОМСКЕ НЕГДЕ» на рекламной конструкции в г. Томск.

В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация «ВКУСНО ПОЕСТЬ В ТОМСКЕ НЕГДЕ», распространенная наружным способом на рекламной конструкции, не содержащая указания на товаропроизводителя либо производителя услуг, не содержащая изображения каких-либо средств индивидуализации товара, услуги либо их продавцов/производителей, по нашему мнению не содержит объекта рекламирования, на привлечение внимание к которому может быть направлена такая информация. Соответственно, такая информация не является рекламой и не попадает под контроль УФАС в рамках контроля за соблюдением ФЗ «О рекламе». Вместе с тем, полагаем, что информация «ВКУСНО ПОЕСТЬ В ТОМСКЕ НЕГДЕ» содержит признаки недостоверности и может вызывать негативные последствия для участников рынка общественного питания в Томске.

На данную информацию можно посмотреть также с другой стороны. Если по ФЗ«О рекламе» невозможно рассматривать последовательно размещаемые в разные периоды времени блоки информации как единый рекламный продукт, то рассматривать саму маркетинговую акцию как акт недобросовестной конкуренции теоретически возможно. По нашим сведениям акция заключается в последовательном размещении различной информации: 1) «ВКУСНО ПОЕСТЬ В ТОМСКЕ НЕГДЕ»; 2) вместо текста ягода малина; 3) «Малина-бар».

Напомним, что в соответствии с ч.9 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Полагаю, что на данном этапе акции говорить о наличии признаков недобросовестной конкуренции преждевременно, кроме того, отсутствует обращение в УФАС от участников рынка.

Для управления представляет интерес мнение рекламного совета по данному факту.

А.С.Шуваева: Заказывая рекламную акцию, о которой идет речь, мы попросили сделать ее красиво и оригинально. Согласовывая макеты, наш юрист задал вопрос о правомерности такой рекламы производителю, на что получил ответ, что вопросов не возникнет.

С.В.Лапенков: В формулировке изначально заложен негатив. Советовал бы подобную рекламу не размещать.

Р.Анненков: Мне кажется данную информацию следует рассматривать как  комплексную рекламу, так как она изменяет сознание потребителя, воздействует на него. В рекламе утверждается, что в Томске вообще негде вкусно поесть, как только в данном заведении. Данный способ некорректен по отношению к томичам.

В.И. Шевченко: В рекламе применены категоричные термины.

Экспертный совет решил: направить рекламодателю письмо с рекомендацией прекратить размещение аналогичной рекламы.

Экспертный совет решил:

I. включить в состав совета рекламного совета:

1.  Сальникову Инну Николаевну (ООО «ТРИА «Тройка»)

2.  Алексеева андрея Владимировича (Мэрия г. Томска)

3.  Бочкареву Ольгу Викторовну (НОУВПО «Томский институт бизнеса»)

4.  Турутину Елену Сергеевну (ТГПУ)

5.  Анненкова Романа (ООО «Томский бизнес журнал»)

6. Калинину-Сулакшину Ольгу Степановну (галерея «Искусство и актуальность»)

II.               Вывести из состава совета Шерстобоеву Светлану Николаевну (ЗАО «Издательский дом «Томский вестник»)

III.           Направить письма с предложением участвовать в работе Совета в адрес УВД по Томской области; Прокуратуры по ТО, глав православной и мусульманской церквей ТО, филологического факультета ТГУ.

Председатель совета                                                                         В.И. Шевченко

Секретарь                                                                                           Н.В. Базарова

Дата проведения Совета: 
29 сентября 2010, 15:01