Протокол заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 25 декабря 2012г. г. Томск

 

Председательствовал:

Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России,

руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;

 

Присутствовали:

Сопредседатель - Лапенков Сергей Владимирович — директор холдинга «Медиа FM»;

Члены Экспертного совета:

Воронков Евгений — протоиерей Руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Томска;

Анненков Роман Валерьевич — преподаватель ТУСУР;

Рачковский Павел Юрьевич — главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Томской области, член союза архитекторов России;

Трусова Гульнара Султановна — специалист юридической службы ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право»;

Трофимов Алексей Валентинович — главный редактор ОАО «Редакция газеты «Томские новости»;

Москалева Ирина Анатольевна — начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области;

Шиптенко Дмитрий Александрович — директор ООО «Томский бизнес журнал»;

Капчегашев Андрей Петрович — директор отдела рекламы ООО «Редвикс Медиа»;

Кашина Татьяна Ивановна — руководитель бюро в Томской области Информационного агентства «Интерфакс-Сибирь»;

Ответственный секретарь — Елена Петровна Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования.

Гости:

Заявитель;

Семкин Е.Г. – от Томского отделения КПРФ;

Степкин В.Н. – шеф редактор службы информационных программ ГТРК «Томск».

 

 

Председатель Экспертного совета:

Приветственное слово. Повестка заседания. Регламент заседания.

1.Реклама ночного клуба «Правда», содержащая изображения государственных наград СССР

Чуклина Е.В.:

В Томское УФАС России от Депутата законодательной думы Томской области поступили обращения граждан по факту распространения рекламы ночного клуба «Правда» в которой используются изображения государственных наград  СССР: Ордена Ленина, Ордена Октябрьской революции.

На заседании Совета присутствует один из заявителей, который лично озвучит свою позицию по указанному вопросу. А также основания, по которым он обратился с заявлением.

 

Заявитель: Написал заявление, так как на каждой остановке по ул.Кирова и ул.Усова увидел представленные рекламные плакаты ночного клуба «Правда» (представил плакаты на обозрение Членам Совета). Сравнил ордена, изображенные на плакатах с изображениями  настоящих орденов, они полностью совпали. Мой дед - начальник военного госпиталя, хирург высшей категории, прошедший три войны, был награжден Орденом Ленина за спасение жизней сотен советских людей. Этого ордена удостоены города герои Москва и Ленинград и многие другие. Орден Октябрьской революции имеют ТГУ и ТПУ. Какие же ассоциации будут вызывать данные награды ветеранов у молодежи? – Ассоциации с попойкой, с увеселением!  Считаю недопустимой и оскорбительной такую рекламу увеселительного заведения.

Семкин Е.Г. (от партии КПСС): СССР – существовала такая страна! СССР - это один из витков истории развития российский государственности. И использование формулировок таких как увеселительная партия СССР – просто недопустимо.

Чуклина Е.В.: Мы же в свою очередь хотели указать, лишь на некоторые моменты.

Федеральный закон «О рекламе» содержит норму, согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В представленной рекламе содержатся образы Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции.

Орден Ленина являлся высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического Отечества, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом. Орденом Ленина награждались: граждане СССР; предприятия, организации, воинские части, военные корабли, оюзные и автономные республики, края, области и т.д. Орденом Ленина могли быть награждены и лица, не являющиеся гражданами СССР, а также предприятия, организации, населенные пункты иностранных государств.

Награждение орденом Ленина производилось за исключительные достижения и успехи в области экономического, научно-технического и социально-культурного развития советского общества, повышении эффективности и качества работы, за выдающиеся заслуги в укреплении могущества Советского государства, братской дружбы народов СССР; за особо важные заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Советского Союза и других государств; и т.д.

Орден Ленина вручался лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза, звания Героя Социалистического Труда, а также городам и крепостям, которым присвоены соответственно звание «Город-Герой», звание «Крепость-Герой».Орден Ленина носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается перед ними.

Орденом Октябрьской Революции награждались граждане СССР, предприятия, учреждения, организации и другие коллективы трудящихся, воинские части и соединения, а также республики, края, области и города. Орденом награждались за выдающиеся заслуги в построении социализма и строительстве коммунизма; за выдающиеся достижения в области развития народного хозяйства, науки и культуры; за особые отвагу и мужество, проявленные в боях с врагами Советского государства; и т.д.

Орден Октябрьской Революции носится на левой стороне груди и располагается после ордена Ленина. Орден Октябрьской Революции после смерти награжденного остается в его семье.

Награждение указанными наградами связано с героическими событиями и поступками граждан Советского Союза

В рассматриваемой рекламе используются образы и формулировки, связанные с событиями российского государства (в период СССР): «партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС». Газета «Правда» в то время была основным ежедневным печатным средством массовой информации Коммунистической партии и наиболее влиятельным советским изданием, фактически — главной газетой страны. Ныне издается партией КПРФ, выходит трижды в неделю.

Отнесение слов и образов в рекламе к непристойным и оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, поэтому при получении заявлений по факту распространения указанной рекламы мы посчитали необходимым вынести ее на обсуждение Экспертного Совета.

Учитывая изложенное Членам Совета необходимо высказать свое мнение и дать оценку могут ли используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы и формулировки оскорблять чувства какой-либо категории граждан. Сначала предлагаем Членам Совета высказать свое мнение, а затем проголосовать по поставленным вопросам:

- Способны ли используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы государственных наград  СССР – Ордена Ленина,  Ордена Октябрьской революции оскорбить чувства участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий, бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий.

- Способны ли используемые в рекламе ночного клуба «Правда» формулировки «увеселительная партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС», «авторская буффонада от В.И.Ленина» оскорбить чувства граждан с коммунистическими политическими взглядами, участников исторических событий, бывших граждан Советского Союза, бывших членов КПСС, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий.

Анненков Р. В. — преподаватель ТУСУР: Оскорбительный образ в рекламе очевиден, расцениваю это как серьезное оскорбление жителей нашей страны. Кроме того, вызывает сомнения указанный на плакате тираж 300 001 экземпляров. Я, конечно, понимаю, что это сделано с целью копирования ранее выходившей газеты, но если фактически тираж плакатов другой тоже возникают вопросы.

Шиптенко Д. А. — директор ООО «Томский бизнес журнал»: Если эта цифра не соответствует действительности, то реклама содержит, к тому же, ложные сведения. Есть телевизионные каналы, которые показывают прошлое, но с уважением к тому хорошему что было. В данной рекламе этого нет. Данная реклама это однозначно оскорбление.

Рачковский П.Ю. — главный специалист отдела культурного наследия: А что сейчас с такими наградами?  

Шевченко В.И.: В настоящее время они сохранили статус гос.наград. Граждане удостоенные их имеют множество льгот.

Рачковский П.Ю. — главный специалист отдела культурного наследия: Мы ответим на поставленные вопросы оскорбляет или нет, а что дальше? Какой итог?

Шевченко В.И.: После голосования, учитывая мнение Членов Экспертного Совета по рекламе, может быть возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения которого, может быть выдано предписание, чтобы такая рекламе не распространялась.

Лапенков С.В. — директор холдинга «Медиа FM»: Конечно, такие награды это серьезно, - за ними стоят поступки людей. Это просто проявление легкомыслия и неприятный факт, использование образов наград, за которыми стоит история и конкретные люди. А то что аналогия с газетой «Правда», по моему мнению в этом ничего страшного и оскорбительного нет.

Рачковский П.Ю. — главный специалист отдела культурного наследия: Может ли Совет принять дополнительные меры относительно символики, используемой при осуществлении деятельности данным заведением?

Шевченко В.И.: У нас – Экспертного Совета по рекламе задача лишь оценить конкретную рекламу ночного клуба. Относительно самого заведения мы полномочий не имеем.  Все желающие высказались? Можем переходить к голосованию?

Москалева И.А. — начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области: Содержащиеся в рекламе образы очевидны, тут даже полемизировать не о чем, думаю каждый уже сформировал свое мнение.

В завершении обсуждения данного вопроса Члены Совета письменно проголосовали по поставленным вопросам.

 Итоги голосования Членов Совета:

1)                 Способны ли используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы государственных наград  СССР – Ордена Ленина,  Ордена Октябрьской революции оскорбить чувства участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий,  бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий?

Ответили «Да» - 11 чел. (Лапенков, Шиптенко, Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова,  Фоминых, Копчегашев, Воронков, Анненков, Кашина)

Ответили «нет» -1 чел. (Трофимов).

2)                 Способны ли используемые в рекламе ночного клуба «Правда» формулировки «увеселительная партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС», «авторская буффонада от В.И.Ленина» оскорбить чувства граждан с коммунистическими политическими взглядами, участников исторических событий,  бывших граждан Советского Союза, бывших членов КПСС, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий?

Ответили «Да» - 10 чел. (Лапенков, Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова,  Фоминых, Копчегашев, Воронков, Анненков, Кашина)

Ответили «нет» -1 чел. (Трофимов).

Воздержались - 1 чел (Шиптенко).

Согласно п.4.11. Положения об Экспертном совете по рекламе при Томском УФАС России (утв. Приказом Томского УФАС России №127 от 03.07.2012) Экспертный совет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов совета.

Таким образом, состав совета на заседании 25.12.2012г. является легитимным - присутствовали и проголосовали 12 из 24 действующих членов Экспертного Совета по рекламе.

Согласно п.4.12. Положения об Экспертном совете по рекламе при Томском УФАС решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

 

2. Скрытая реклама финансовой пирамиды МММ: «Новый автомобиль за полцены»

Базарова Н.В.

 

Напомним, что ФАС еще в начале 2011 года направила в МВД России заключение экспертного совета ведомства о наличии признаков нарушения законодательства РФ в рекламе МММ.

В частности, рекламировалась высокая доходность, значительно превышающая доходность существующих инструментов финансового рынка. Кроме того, отсутствовали признаки финансовой деятельности, указывающие на инвестирование привлекаемых средств.

Региональные управления ФАС активно возбуждают дела о нарушении закона "О рекламе" при распространении рекламы проекта "МММ-2011".

Томским УФАС России в этом году было выявлено 6 фактов распространения рекламы МММ 2011. По четырем из них реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Кроме того, в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Факт того, что реклама проекта МММ 2011 привлекает внимание именно к финансовым услугам, т.е. направлена на привлечение денежных средств населения, следует из информации, размещенной на официальном сайте С.Мавроди. Данный вывод антимонопольного органа подтверждается формирующейся судебной практикой по данному вопросу.

В настоящее время продолжает набирать обороты проект МММ 2012.  Рекламораспространители обращаются к нам за разъяснениями относительно законности рекламы МММ 2012. Такая реклама начала приобретать иные скрытые формы.

Так, к нам обратилась администрация г.Томска с вопросом о правомерности размещения рекламы «Новый автомобиль за полцены от 270 000 рублей www.автозаполцены». Из информации на сайте, следует, что получить автомобиль за полцены может участник системы МММ 2012, при соблюдении определенных условий. 

По нашему мнению реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом при указании на рекламу системы МММ 2012, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг.

Предостерегаем от размещения рекламы МММ 2012 (в скрытых формах) с нарушением закона о рекламе.

Шевченко В.И.: Если кто-то желает высказаться или задать вопросы по данному сообщению. Пожалуйста.

Семкин Е.Г. (от партии КПСС): Распространение информации в такой форме является введением в заблуждение.

Анненков Р. В. — преподаватель ТУСУР: Потребитель не потерпит никакого учерба если сам не совершит определенных действий. В данном случае про все условия акции в рекламе не расскажешь, поэтому баннер содержит ссылку на сайт, там уже и описана процедура, согласно которой нужно стать участником МММ. Эта реклама мне не нанесет никакого ущерба, если я сам сделаю выбор и не вступлю в пирамиду.

Шевченко В.И.: Есть некое разграничения потребитель рекламы и потребитель товара. Потребитель рекламы это тот кто видит рекламу и лишь из ее содержания получает необходимую информацию. Закон о рекламе, в первую очередь, защищает потребителя рекламы. В данном баннере не информации об МММ, потребитель рекламы ее не получает.

 

3.Реклама IPhona 5, распространяемая в кабинах лифтов в г.Томске (оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений)

Чуклина Е.В.

На обсуждение Членов Совета представлена реклама IPhona 5, распространяемая в кабинах лифтов в г.Томске, реклама содержит женский образ, который, по-нашему мнению, может являться оскорбительным и/или непристойным.

Федеральный закон «О рекламе» содержит норму, согласно  которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как указывалось ранее отнесение слов и образов в рекламе к непристойным и оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, в связи с чем, хотелось бы услышать ваше мнение относительно данной рекламы. И в последующем проголосовать по постановленным вопросам.

Лапенков С.В. — директор холдинга «Медиа FM»: В этой рекламе конкретный образ, девушка, показывающая средний палец, жест – непристойный, направлен на мужчину, его оскорбление.

Евгений Воронков — протоиерей Руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г.Томска: Эта реклама размещается и в других местах, реклама непристойная. На нее не приятно смотреть, как и на некоторую рекламу женского нижнего белья. Хорошо, что мы стали на это реагировать. Хотелось бы, чтобы такой рекламы не было.

Семкин Е.Г. (от партии КПСС): Данный жест пришел к нам с запада, он обозначает мужские половые органы. Данный жест воспринимается как унижение, он откровенно оскорбителен, особенно для женщин. Использование такого непристойного образа в рекламе не только оскорбляет, но и говорит молодежи, что эти жесты можно использовать.

Капчегашев А. П.- директор отдела рекламы ООО «Редвикс Медиа»: Молодежь это видит и в интернете, все это имеет негативное воздействие.

В завершении обсуждения данного Члены Совета письменно проголосовали по поставленным вопросам.

Итоги голосования Членов Совета:

1)                 Является ли женский образ, используемый в рекламе IPhonе 5, распространяемой в кабинах лифтов, оскорбительным?

Ответили «Да» - 6 чел. (Лапенков, Шевченко, Трусова, Фоминых, Воронков, Кашина)

Ответили «нет» - 5 чел. (Трофимов, Москалева, Рачковский, Копчегашев, Анненков,).

Воздержались - 1 чел (Шиптенко).

2)                 Является ли женский образ, используемый в рекламе IPhonе 5, распространяемой в кабинах лифтов, непристойным?

Ответили «Да» - 12 чел. (Лапенков, Шиптенко, Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова,  Фоминых, Копчегашев, Воронков, Анненков, Кашина, Трофимов)

Ответили «нет» -0 чел.

Согласно п.4.11. Положения об Экспертном совете по рекламе при Томском УФАС России (утв. Приказом Томского УФАС России №127 от 03.07.2012) Экспертный совет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов совета.

Таким образом, состав совета на заседании 25.12.2012г. является легитимным -присутствовали и проголосовали 12 из 24 действующих членов Экспертного Совета по рекламе.

Согласно п.4.12. Положения об Экспертном совете по рекламе при Томском УФАС решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

4.    Вручение памятных дипломов

    Шевченко В.И.:

В начале 2012г. мы объявляли конкурс публикаций/теле-радиосюжетов в средствах массовой информации на тему «Честная конкуренция – здоровая экономика», а также Конкурс в номинации «Партнер года» пришло время подвести итоги.

Победителем конкурса «Честная конкуренция – здоровая экономика» признана телепрограмма «Вести-Томск» ( ГТРК «Томск»), которая награждается памятным дипломом за выпуск сюжетов, направленных на профилактику нарушений запрета на недобросовестную конкуренцию;

В номинации «Партнер года» награждаются:

Памятным дипломом в Номинации «Партнер года» награждается РИА Новости Томск за сотрудничество и информационную поддержку в сфере адвокатирования конкуренции;

Памятным дипломом в Номинации «Партнер года» награждается ГТРК «Томск» за профессиональное и оперативное освещение деятельности Томского УФАС России;

Памятным дипломом в Номинации «Партнер года» награждается «Томский Бизнес – журнал» за системное освещение вопросов в сфере конкурентных отношений в экономике России.

Экспертный совет решил:

  1. Большинством голосов

- используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы государственных наград  СССР-  Ордена Ленина,  Ордена Октябрьской революции способны оскорбить чувства участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий,  бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий.

- используемые в рекламе ночного клуба «Правда» формулировки «увеселительная партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС», «авторская буффонада от В.И.Ленина» способны оскорбить чувства граждан с коммунистическими политическими взглядами, участников исторических событий,  бывших граждан Советского Союза, бывших членов КПСС, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий.

     2. Рекомендовать СМИ учесть замечания к рекламе финансовой пирамиды МММ: «Новый автомобиль за полцены»

    3. Большинством голосов

- женский образ, используемый в рекламе IPhonе 5, распространяемой в кабинах лифтов, признан оскорбительным.

- женский образ, используемый в рекламе IPhonе 5, распространяемой в кабинах лифтов, признан непристойным.

Дата проведения Совета: 
25 декабря 2012, 17:14