Новеллы законодательства и правоприменительная практика в сфере контроля закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Владимиром Шевченко, который подробно рассказал о складывающейся в Томской области правоприменительной практике по осуществлению закупочной деятельности.

 

Что же нового несет 2018 год для Закона о контрактной системе.

-        С 1 января 2018 года изменяются требования к банкам, выдающим гарантии  в качестве обеспечения заявок и государственных и муниципальных контрактов.

По новым правилам заказчики будут принимать гарантии банков, отвечающих требованиям постановления Правительства РФ. Перечень таких банков ведется Минфином России и подлежит размещению на их официальном сайте. Новая редакция ст.45 Закона 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2018 года.

Изменения коснутся и сферы планирования закупок  в части процедуры оформления и ведения плановых документов закупок.

Обращаем Ваше внимание на необходимость в отслеживании и применении внесенных изменений в действующее законодательство, поскольку по статистике в 2016 и 2017 годах более 30 %  выявленных нарушений в действиях заказчиков и более 25 % административных дел, касались утверждения должностными лицами документаций о закупках без учета внесенных изменений в действующее законодательство.

Как коснутся изменения закупаемых лекарственных средств?

-        Основные изменения вступают в силу уже с начала 2018 года. Водятся единые правила описания лекарственных препаратов для медицинского применения в целях унификации процедуры их закупки для государственных и муниципальных нужд.

С нового года при описании лекарств заказчики должны применять новое постановление Правительства от 15.11.2017 № 1380.

          В частности, определено, что при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных положениями Закона о контрактной системе,  должны указывать: лекарственную форму препарата, его дозировку с возможностью альтернативных эквивалентных форм (кратные дозировки/ не некратные эквивалентные дозировки). Постановлением определены требования к остаточному сроку годности - необходимо указывать в единицах измерения времени, никаких процентов! Новые правила устанавливают требования к описанию первичных упаковок, а также установлен перечень характеристик товара, которые не могут быть использованы при описания препарата, например такие как, требования к наличию и отсутствию вспомогательных веществ; объем наполнения первичной упаковки; количество таблеток, ампул, иных единиц препарата во вторичной упаковке; количество упаковок вместо количества самого препарата; форму первичной упаковки; иные сведения из инструкции по применению препарата, которые свидетельствуют о конкретном производителе.

По новым правилам в отдельных случаях заказчик вправе указать такие характеристики препарата, как торговое наименование, путь введения, возраст ребенка, для которого предназначен препарат.

Быстро ил заказчики адаптируются к изменениям закона?

- Необходимо отметить изменения, уже вступившие в силу, но, к сожалению, не учтенные до сих пор многими заказчиками. Например,  изменения в части установления ответственности сторон по контракту. До сих пор  при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок встречаются в проекте контракта условия, установленные в соответствии с недействующим с сентября 2017 года Постановлением Правительства № 1063 в части установления штрафов.

Неоднократно за последний месяц в адрес Управления поступают уведомления о заключении контрактов на охрану зданий по п.6 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ, при этом представленные документы не содержат правового обоснования  о том, что исполнитель является единственным поставщиком соответствующих услуг. Такие материалы переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по признакам неверного выбора способа осуществления закупки (ч.1 ст.7.29 КоАП РФ).

Считаю необходимым довести еще раз до заказчиков о правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.10.2017 года № ИА/70852/17  по вопросу о заключении государственных  контрактов на охрану зданий. А именно на необходимость государственных заказчиков соблюдения принципа обеспечения конкуренции в целях заключения контракта на оказание услуг по охране здания. Такие закупки должны проводится конкурентными способами, поскольку Законом о ведомственной охране не установлено ограничение деятельности ведомственной охраны в части наличия права осуществления охранной деятельности исключительно в отношении объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций. 

Какие наиболее распространенные нарушения допускают заказчики?

- Как показала практика реализации Закона о контрактной системе как в 2016 году, так и в текущем году, типичные нарушения, которые допускаются заказчиками (уполномоченными органами), можно классифицировать на условные группы:

  • Нарушения, которые допускаются  на этапе формирования (составления документации о закупке).
  • Нарушения, которые допускаются на этапе отбора участников  (рассмотрения заявок).

В первой группе нарушений можно - неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч.  установление избыточных требований к работам (услугам);  установление условий контрактов с нарушением требований Закона 44-ФЗ; неприменение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами; сокращение сроков подачи заявок (неверно рассчитаны сроки подачи заявок, без учета положений Гражданского Кодекса РФ).

         В этой связи необходимо отметить, что основная проблема заказчиков заключается в неэффективном анализе рынка закупаемых товаров (работ, услуг) либо в его отсутствии или неграмотном описании технических характеристик и свойств необходимого к поставке товара (использовании товара при выполнении работ или оказания услуг), а также требований к его качеству.

Особо хотелось бы выделить нарушения, связанные с описанием объекта закупки, установлением заказчиком избыточных  требований к работам (услугам).

При рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок антимонопольным органом зачастую выявляются нарушения в действиях заказчиков, связанные с установлением в документации о закупке при проведении электронных аукционов требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, результатов испытаний, указываются в описании характеристик товара недействующие ГОСТы, или требования, которые не соответствуют техническим стандартам/регламентам, или установлены показатели товаров, взятые из сети «Интернет» на сайтах поставщиков продукции, не проверяя их достоверность и актуальность.

К нарушениям, которые допускаются на этапе  отбора участников  (рассмотрения заявок)  как правило, выражаются в следующих действиях:  необоснованный допуск к участию в закупке или, напротив, необоснованное отклонение заявки на участие в торгах при рассмотрении заявок участников закупки, в т.ч. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

 

Investin Tomsk