Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации периодических печатных изданий в Томской области в 2012–2013 годах

I. Общие положения

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочиями по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), а также проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке наделен антимонопольный орган.

Приказом Томского территориального управления МАП России от 09.12.99 № 232 ОАО «Томскроспечать» было включено в Реестр по позиции «Услуги по розничной реализации периодических изданий» ОКП 95 0000 ОКПД 52.47.12 в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

10.04.2014 в Томское УФАС России поступило заявление ОАО «Томскроспечать» об исключении сведений из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, от 10.04.2014 № 36 (вх. № 2432). Данное заявление было принято к рассмотрению. На основании указанного заявления Томским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации периодических печатных изданий в Томской области в 2012–2013 годах.

Аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта, согласно п. 14 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, является основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из указанного реестра.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

3.        Модельный закон об издательском деле, принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.99 Постановлением № 14-17 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (далее – Модельный закон об издательском деле).

4.        Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759 (далее – Правила распространения периодических печатных изданий по подписке).

5.        ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

6.        ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

7.        ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 (далее – ОКП).

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

П. 1.3 Порядка проведения анализа устанавливает, что при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1.        Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.        Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.        Определение географических границ товарного рынка.

4.        Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках в качестве продавцов и покупателей.

5.        Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

– данные Национальной сети распространителей прессы «Союзпечать»;

– сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществлявших реализацию периодических печатных изданий на территории Томской области в 2012–2013 гг;

– иные открытые источники информации.

                                         

                                          II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Временной интервал исследования определен в пределах 2012–2013 гг. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка основывалось на позиции, по которой хозяйствующий субъект включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, – «Услуги по розничной реализации периодических изданий».

В понимании ст. 2 Закона о СМИ периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Периодические печатные издания являются продукцией средств массовой информации, которые представляют собой тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.

Ст. 2 Модельного закона об издательском деле выделяет также понятие «печатная продукция», под которой понимаются предназначенные для потребителей издания: книги, брошюры, альбомы, плакаты, буклеты, открытки и иные изделия полиграфического производства независимо от тиража и способа их изготовления, за исключением периодических печатных изданий.

В соответствии с ОКП, периодические печатные издания выделены в две отдельные товарные группы 95 1000 «Газеты» и 95 2000 «Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени)», которые входят в состав класса продукции 95 000 «Продукция полиграфической промышленности» наряду с книгами и брошюрами (код 95 3000), изоизданиями (код 95 4000), картографической продукцией (код 95 5000), нотные издания (код 95 6000), этикетками, бланками, формулярами и прочее печатной продукцией (код 95 7000), изданиями электронными, комбинированными, комплектными (код 95 8000), изданиями для слепых (код 95 9000). Перечисленные виды полиграфической не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) по отношению к периодическим печатным изданиям в виду различий в их функциональном назначении, стоимости, составе покупателей, месту, способу и условиям приобретения перечисленных видов продукции, а также в силу не совпадения по их существенным признакам и свойствам.

Периодические печатные издания могут реализовываться в розницу через специализированные магазины (код 47.62 по ОКВЭД) и неспециализированные магазины (код 47.19 по ОКВЭД). Деятельность, связанная с реализация периодических печатных изданий, признается распространением продукции средства массовой информации, под которой понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Из этого можно сделать вывод, что помимо продажи в розницу, периодические печатные издания могут быть реализованы по подписке. П. 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке определено, что подписка на периодические печатные издания – это форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Данному виду деятельности присвоен код ОКВЭД: 53.10.1 «Деятельность почтовой связи общего пользования, связанная с пересылкой газет и других периодических изданий», которая включает сбор (прием), перевозку и доставку как внутреннюю, так и международную, газет, журналов и прочих периодических изданий, осуществляемых службами почтовой связи общего пользования. Эта форма распространения печатной продукции также не может взаимозаменяемой по отношению к розничной торговле.

По данным опроса хозяйствующих субъектов, реализующих периодические печатные издания в Томской области, взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) товары по отношению к периодической печатной продукции, реализуемой в розницу, отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, окончательно продуктовые границы изучаемого товарного рынка были определены как рынок розничной реализации периодических печатных изданий.

 

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Исходя из того, что ОАО «Томскроспечать» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по решению Томского территориального управления МАП России, а также зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на территории Томской области, географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены в пределах Томской области.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Томским УФАС России был выявлено 17 хозяйствующих субъектов, осуществлявших розничную реализацию периодических печатных изданий в Томской области в 2012–2013 гг.

Потребителями на данном рынке выступает неопределенный круг физических лиц.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012–2013 гг. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объеме реализации периодических печатных изданий в стоимостном выражении – в руб.

Выводы

Из расчетов видно, что объем изучаемого товарного рынка сокращается. Основной причиной подобной динамики может являться тот факт, что периодическая печатная продукция перестает быть главным информационным источником. Потребители все чаще прибегают к помощи Интернет-ресурсов, информационно-коммуникационных технологий. А рынок розничной реализации периодических печатных изданий теряет свою социальную значимость. На указанном рынке хозяйствующих субъектов, занимающих долю более 35%, не выявлено.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, и с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, необходимо на основании настоящего Аналитического отчета внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, путем исключения из регионального раздела указанного реестра сведений об ОАО «Томскроспечать» по позиции «Услуги по розничной реализации периодических изданий» ОКП 95 0000 ОКПД 52.47.12 в географических границах Томской области с долей >65 процентов.