Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области

в 2013 г. – 9 мес. 2014 г.

 

I. Общие положения

22.09.2014 в адрес Томского УФАС России поступило заявление Администрации Кривошеинского района Томской области от 18.09.2014 № 02-10-2901/14-0, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в действиях ООО ЗПК СибЛесТрейд», выразившихся в установлении и поддержании монопольно высоких цен на твердое топливо (дрова) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

В соответствии с п. 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент по установлению доминирующего положения), в целях установления доминирующего положения ООО ЗПК СибЛесТрейд» отделом экономического анализа Томского УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области в 2013 г. – 9 мес. 2014 г.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа - аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3.        ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

4.        ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

5.        ГОСТ Р 53052-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний, утв. Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 № 433-ст (далее – ГОСТ Р 53052-2008).

6.        ГОСТ 3243-88. Государственный стандарт Союза ССР. Дрова. Технические условия, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 21.12.1988 № 4372 (далее – ГОСТ 3243-88).

7.        Приказ Рослесхоза от 15.06.1993 № 155 «Об утверждении Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации» (далее – Приказ Рослесхоза № 155).

8.        Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 512 «Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов» (далее – Приказ Рослесхоза № 512).

9.        Реестр административно-территориальных единиц Томской области (по состоянию на 01.01.2014), разработанный Департаментом  по работе с органами местного самоуправления Администрации Томской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 16.03.2011 № 71а «Об утверждении порядка ведения реестра административно-территориальных единиц Томской области» (далее – Реестр АТО).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные Администрацией Кривошеинского района;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов – участников изучаемого рынка (покупателей и продавцов);

– иные открытые источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Повышение цен на твердое топливо (дрова) в Томской области произошло в сентябре 2014 года. Согласно п. 3.9 Административного регламента по установлению доминирующего положения, наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

На основании изложенного, для того, чтобы была возможность отследить сезонные изменения на рынке, происходящие в течение календарного года, временной интервал исследования определен в пределах 2013 года – 9 месяцев 2014 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом типового договора поставки ООО ЗПК «СибЛесТрейд» является «Твердое топливо (дрова-швырок)». В соответствии с договором поставки, качество и размеры дров определяются по ГОСТ 3243-88. В связи с этим продуктовые границы рынка предварительно определены как поставка твердого топлива (дров).

По ОКВЭД деятельности по производству твердого топлива (дров) присвоен код 02.20 «Лесозагатовки». Деятельность, связанная с оптовой реализацией дров, относится к классификационной группировке 46.71.1 «Торговля оптовая твердым топливом».

По ОКПД твердое топливо (дрова-швырок) относится к классификационной группировке 02.20.14.110 «Дрова», которая включает дрова различных пород деревьев и входит в состав товарной группы 02.20 «Лесоматериалы необработанные» (классификационный вид 02.20.14 «Древесина топливная»). Товарная группа 02.20 «Лесоматериалы необработанные» помимо дров включает также самые различные лесоматериалы.

В письме Центрального таможенного управления от 01.09.2008 № 21-22/17084 «О направлении информации» (вместе с «Методикой осуществления таможенного оформления и таможенного контроля лесо- и пиломатериалов») понятие «лесоматериалы» трактуется достаточно широко: как материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев и хлыстов и (или) их частей путем поперечного или продольного сечения (пиления, раскалывания, строгания). Следовательно, к ним можно отнести бревна различного назначения, хлысты, хворост и т.д. Бревна используются в строительстве, сооружении мостов, для дальнейшей переработки (лущения, распиловки, строгания), производства балансов, спичек, шпона, целлюлозы, деловой древесины и древесной массы и т.д. Хлысты (по ГОСТ Р 53052-2008 – очищенные от сучьев и ветвей стволы поваленных деревьев без прикорневых частей и вершин) подвергаются дальнейшей переработке. Хворост представляет собой срезанные тонкие стволы деревьев диаметром в комле до 4 см, а также срезанные вершины, сучья и ветви деревьев (Приказ Рослесхоза № 512). Он используется преимущественно для растопки, может применяться для мелиорации, сооружения заборов, плетней, заграждений. Перечисленные виды лесоматериалов не могут быть взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) в виду различий в их технических и качественных характеристиках, функциональном назначении, применении, стоимости.

Определение понятию «дрова» дано в распоряжение ОАО «РЖД» от 01.08.2012 № 1529р «Об утверждении инструкции о порядке и методах измерений при поступлении, хранении и отпуске твердого топлива на складах ОАО «РЖД» (данное определение не является нормативным, однако может рассматриваться в качестве применяемого на практике):

дрова – круглые или колотые лесоматериалы, которые по своим размерам или качеству могут использоваться только как топливо.

Согласно ГОСТ 3243-88 дрова разделяют:

по древесным породам в зависимости от теплотворной способности на три группы:

1 - береза, бук, ясень, граб, ильм, вяз, клен, дуб, лиственница;

2 - сосна, ольха;

3 - ель, кедр, пихта, осина, липа, тополь, ива;

по однородности пород – на однородные и смешанные.

Однородными считаются дрова, изготовленные из древесных пород, отнесенных к одной из групп, смешанными – из древесных пород разных групп. Дрова могут быть как в коре, так и без коры.

Здесь же прописаны основные требования к дровам. Например, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышала бы 22 см.

По данным организаций – покупателей твердого топлива (дров), дрова используются ими для производства тепловой энергии и отапливания собственных помещений. Кроме древесины в качестве топлива может также использоваться уголь, природный газ, жидкое топливо – нефтепродукты (топливо печное бытовое, например). Между тем, результаты теста гипотетического монополиста показывают, что взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) данные товары не являются, переход на использование другого вида топлива не возможен без соответствующего изменения в конструкции и устройстве оборудования, используемого для производства тепловой энергии. А это, в свою очередь, влечет за собой значительные издержки для покупателей.

В результате проведенного среди покупателей опроса установлено, что они не заменяли и не готовы заменить твердое топливо (дрова) иными видами топлива преимущественно по причине того, что в Красноярском сельском поселении у потребителей отсутствует возможность использовать какие-либо иные виды топлива, за исключением дров. 100% респондентов ответило, что, по их мнению, взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) товары по отношению к твердому топливу (дровам) отсутствуют.

Вместе с тем существует необходимость разделить рынок поставки твердого топлива (дров) на два сегмента:

– твердого топлива (дров) для нужд населения;

– твердого топлива (дров) для нужд организаций.

Это связано с тем, что твердое топливо входит в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление Правительства № 239). Во исполнение требований Постановления Правительства № 239 принят Закон Томской области от 08.06.2006 № 123-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», распоряжение Администрации Томской области от 27.10.2006 № 325-ра «Об утверждении Методических указаний по индексации тарифов на твердое топливо» и постановление Администрации Томской области от 02.09.2014 № 337а «Об утверждении предельной (максимальной) стоимости твердого топлива, реализуемого населению, проживающему в домах с печным отоплением» (далее – Постановление Администрации Томской области № 337а). Постановлением Администрации Томской области № 337а установлена предельная (максимальная) стоимость твердого топлива, реализуемого населению, проживающему в домах с печным отоплением, отдельно по муниципальным районам и сельским поселениям Томской области. Порядок ценообразования на твердое топливо (дрова) для нужд организаций не установлен, цены на такое топливо не регулируются.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы изучаемого товарного рынка были определены как рынок поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в границах Кривошеинского района Томской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО ЗПК «СибЛесТрейд» были обнаружены при реализации твердого топлива (дров) для нужд организаций с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области. Кроме того, поставка дров по договорам, заключенным в с. Красный Яр, осуществляется продавцом путем доставки товара непосредственно к месту использования дров покупателями, т.е. к их котельным, которые также расположены в с. Красный Яр.

Результаты теста гипотетического монополиста позволили установить, что у организаций – приобретателей твердого топлива (дров) в с. Красный Яр отсутствует реальная возможность приобретения указанного товара за пределами фактического местонахождения котельных, отапливающих помещения, расположенные в с. Красный Яр. Главным ограничивающим фактором покупатели называют отдаленность Красноярского сельского поселения от других сельских населенных пунктов и сельских поселений, отсутствие регулярного транспортного сообщения, что влечет за собой значительное увеличение транспортных расходов по доставке любых товаров.

В соответствии с Реестром АТО с. Красный Яр является центром и единственным населенным пунктом Красноярского сельского поселения, что позволяет предполагать единство рынка с. Красный Яр и рынка Красноярского сельского поселения.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области. Указанный рынок является локальным.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

По данным организаций – покупателей твердого топлива (дров) в с. Красный Яр, Администрации Кривошеинского района и Администрации Красноярского сельского поселения, единственным поставщиком твердого топлива (дров) в с. Красный Яр Кривошеинского района в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. являлся ООО ЗПК «СибЛесТрейд» (ИНН 7009003224, 636320, Томская обл., Кривошенский р-н, с. Красный Яр, ул. Нагорная, д. 9). Сведениями о других хозяйствующих субъектах, осуществлявших в указанном периоде реализацию твердого топлива (дров) в с. Красный Яр ООО ЗПК «СибЛесТрейд» также не обладает. Потенциальных продавцов на изучаемом рынке не выявлено.

Покупателями на изучаемом рынке являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие твердое топливо (дрова) для отапливания собственных нежилых помещений. По данным ООО ЗПК «СибЛесТрейд», покупателями в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. являлись:

– ОГБУЗ «Кривошеинская районная больница» (ИНН 7009001700);

– МБОУ «Белобугорская СОШ» (ИНН 7009003062);

– МБОУ «Красноярская СОШ» (ИНН 7009002661);

– ОГУ «УГОЧСПБ ТО» (ИНН 7017200956).

В качестве взаимозачета за предоставленные услуги паромной переправы твердое топливо (дрова) приобретает ИП Хворых.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2013 г. – 9 мес. 2014 г. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах реализации твердого топлива (дров) в стоимостном выражении.

Расчеты совокупного объема рынка и доли выявленного хозяйствующего субъекта на нем проводились на основании полученных от ООО ЗПК «СибЛесТрейд» сведений.

Из анализа полученных данных можно заключить, что в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. доля ООО ЗПК «СибЛесТрейд» на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района неизменна, стабильна.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

CR3 = 100%;

HHI = 10 000.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. характеризуется высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

По мнению единственного продавца – ООО ЗПК «СибЛесТрейд», барьеры входа на рассматриваемый рынок отсутствуют. Однако в качестве главного барьера входа на изучаемый товарный рынок необходимо обозначить относительную территориальную изолированность изучаемого локального рынка, что приводит к значительному увеличению расходов поставщиков из соседних сельских поселений в случае, если бы они решили войти на данный рынок. Кроме того, барьером входа на рынок является небольшое число организаций – покупателей (в основном бюджетные учреждения), а также ограниченная численность населения (с. Красный Яр – 2 291 чел.), что в совокупности приводит к нерентабельности существования на рассматриваемом рынке большого числа продавцов.

Какие-либо основания предполагать изменение в экономической (в т.ч. повышение деловой активности) и демографической ситуации в Красноярском сельском поселении, которые могут способствовать увеличению числа организаций – потенциальных покупателей твердого топлива (дров), отсутствуют. Кроме того, как показывают результаты анализа состояния энергетики сельских населенных пунктов Томской области, в регионе происходит постепенный переход к использованию газогенераторов тепловой энергии. Число населенных пунктов, в которых для производства тепловой энергии в котельных используют древесное топливо, достаточно ограничено и постоянно сокращается. В связи с этим, перечисленные выше барьеры входа на рынок не могут быть признаны преодолимыми. Указанный вывод подтверждается отсутствием фактов появления на рассматриваемом рынке других хозяйствующих субъектов – продавцов помимо действующего на данный момент.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьерами входа на рынок. В 2013 г. – 9 мес. 2014 г. на изучаемом рынке действовал единственный продавец – ООО ЗПК «СибЛесТрейд», доля которого на указанном рынке стабильна, постоянна и составляла в упомянутом временном периоде 100%.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе в сторону увеличения количества участников рынка, уменьшения рыночной концентрации и развития конкуренции не представляется возможным в силу того, что какие-либо основания предполагать изменение в экономической (в т.ч. повышение деловой активности) и демографической ситуации в с. Красный Яр и Красноярском сельском поселении Кривошеинского района районе Томской области отсутствуют.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО ЗПК «СибЛесТрейд» на рынке поставки твердого топлива (дров) для нужд организаций в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области в 2013 г. – 9 мес. 2014 г. может быть признано доминирующим в силу того, что положение ООО ЗПК «СибЛесТрейд» на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Начальник отдела экономического анализа                          С.А. Паньков

Специалист-эксперт отдела экономического анализа          А.В. Турлов

 

27.10.2014