Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объект капитального строительства

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке послужила служебная записка от 05.02.2015 г. № 20-с с поручением отделу экономического анализа Томского УФАС России подготовить аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке – «услуг по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объекты капитального строительства» в целях определения доминирующего положения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в границах Томской области.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее: Приказ № 220).

Так же нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее: Закон «О защите конкуренции»);

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»;

- «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17.

 - «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст

 

 

В ходе проведенного исследования в качестве исходной информации  также использовалась информация, предоставленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке кадастровых работ.

 

Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Так как необходимо определить характеристики товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Временной интервал определен как 2013-2014 годы.

Временные границы анализа определены в зависимости от цели исследования, в соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», а также п. 2.1 Приказа № 220 в пределах более одного календарного года.

 

 

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Предварительное определение товара проведено на основании служебной записки отдела контроля монополистической деятельности, условий договора, заключенного между заявителем и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», положений Закона «О государственном кадастре недвижимости», а также ОКВЭД.

Предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объекты капитального строительства.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001 содержит группировку 0.32.3   «Деятельность по   учету   и  технической  инвентаризации недвижимого имущества». Эта группировка включает:

          - учет и техническую инвентаризацию жилого фонда

          - учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда

          - составление и ведение земельных кадастров  и  балансов земель.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено.

Таким образом, продуктовые границы рынка определены как «услуги по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объекты капитального строительства».

 

Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии со статьей 18 Закона о государственном кадастре - кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

В этом случае географические границы рассматриваемого товарного рынка совпадают с административно - территориальными границами Томской области.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей

 

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, покупателями на рассматриваемом рынке являются физические и юридические лица, имеющие объекты прав собственности, расположенные на территории Томской области.

В состав продавцов на рассматриваемом рынке входят хозяйствующие субъекты, имеющие возможность осуществлять данную деятельность.

Перечень хозяйствующих субъектов – продавцов на рынке, в том числе потенциальных:

1.      ЗАО

2.      ОГУП;

3.      ООО;

4.      ООО;

5.      ООО;

6.      ООО;

7.      ООО;

8.      ООО;

9.     ООО;

10.       ФГУП

 

В ходе проведенного исследования, отделом экономического анализа были получены сведения о том, что большинство предприятий в анализируемый период не оказывали вышеуказанные услуги, хотя имели возможность для их оказания, следовательно являются потенциальными участниками рынка.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет объема товарного рынка проводился по двум показателям -  натуральным (количество заключенных договоров) и стоимостным (выручка в рублях за оказанные услуги). Данные представлены в таблице:

 

Предприятие

2013

2014

Кол-во договоров

шт.

Доля %

Выручка

руб.

Доля %

Кол-во договоров

шт.

Доля %

Выручка

руб.

Доля %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГУП "Ростехинвентаризация"

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

100

 

100

 

100

 

100

 

Таким образом, на рынке в 2013 году реально действовали два хозяйствующих субъекта, однако в 2014 году количество участников рынка возросло до 5, причем можно прогнозировать дальнейшее увеличение количества продавцов на данном рынке.

Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Таким образом:

 

Таблица 2

 

 

Показатель

Кол-во договоров (натур. пок.)

Выручка (стоим. пок.)

2013

2014

2013

2014

CR3

100

94

100

97

HHI

5227,875

4024,043

5731,83

5986,001

 

 

В связи с предоставленными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфендаля-Гиршмана уровень концентрации товарного рынка является высоким за весь рассматриваемый период, так как:

70%<=CR<=100% и 2000<=HHI <=10000

Исследуемый товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Барьеры для входа на рынок можно признать низкими, что подтверждается ответами, полученными управлениям от реальных и потенциальных участников рынка.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Исследуемый товарный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и относительно низкими барьерами. Указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. С нашей точки зрения неразвитость рынка может быть объяснена его сравнительной молодостью. Реально барьеры для входа на рынок были снижены в 2013 году.

Анализ данного рынка показал, что ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в рассматриваемый временной интервал нельзя признать хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, по мнению отдела экономического анализа, учитывая долю ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на рынке услуг по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объекты капитального строительства в границах Томской области, изменения (в том числе нормативные), происходящие на данном рынке в течении последних лет, повлекшие существенное снижение доли данного предприятия на рынке, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по технической инвентаризации объектов капитального строительства и изготовлению технической документации на объекты капитального строительства в географических границах Томской области.

Начальник                                                                                                                     

отдела экономического анализа    С. А. Паньков