Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ГНС ОАО «Томскоблгаз» к ст. Томск-2 Западно – Сибирской железной дороги

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ГНС ОАО «Томскоблгаз» к ст. Томск-2 Западно – Сибирской железной дороги, находящегося по адресу: г. Томск, ул.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Мичурина, 98, стр. 5, путь 11 в пределах стрелочного перевода № 125 в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования, находящегося в собственности ОАО «Томскоблгаз».

 

I.         Общие положения

 

Основанием для проведения данного анализа послужила служебная записка отдела контроля монополистической деятельности № 14-с от 27.01.2015 о необходимости установления доминирующего положения ОАО «Томскоблгаз» на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатации) ж/д пути необщего пользования 11, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочного перевода № № 121, 125 в географических граница данного ж/д пути необщего пользования и принятии решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Томскоблгаз». Первоосновой для проведения данного анализа явилась жалоба ЗАО «ТоМаГ» на действия ОАО «Томскоблгаз», которое ограничивало доступ данному предприятию к ж/д сетям общего пользования в районе ст. Томск-2 З. – Сибирской железной дороги через ж/д подъездной путь 11 необщего пользования, принадлежащий ОАО «Томскоблгаз» и проходящий в непосредственной близости от территории ЗАО «ТоМаг» по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 108, стр. 11.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее: Приказ № 220).

Так же нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее: Закон «О защите конкуренции»);

- Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»;

- Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

- Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования";

- Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации";

- "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);

 

В ходе проведенного исследования в качестве исходной информации использовалась информация, предоставленная хозяйствующими субъектами, являющимися владельцами железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющими услуги по эксплуатации ж/д пути необщего пользования, информация предоставленная заявителем, данные собственных исследований антимонопольного органа, а так же материалы дела.

 

II.     Временной интервал исследования

 

Для оценки сложившегося состояния рынка и положения на нем существующих хозяйствующих субъектов был проведен ретроспективный анализ. Временные границы анализа определены в зависимости от цели исследования, в соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», а также п. 2.1 Приказа № 220 в пределах одного календарного года.

Жалоба на действия ОАО «Томскоблгаз» была получена Томским УФАС России в декабре 2014 года, и, таким образом, касалась действий ОАО «Томскоблгаз», осуществленных в период до декабря 2014 года. Однако, учитывая, что 24.12.2014 года 11 ж/д путь необщего пользования, о котором идет речь в жалобе ЗАО «ТоМаГ», перешел в собственность ООО «ТД ОАО «Томскоблгаз», то временной интервал должен быть ограничен декабрем 2014 года.

Таким образом, временной интервал определен в границах с 01.12.2013 по 01.12.2014. 

 

III.  Продуктовые границы товарного рынка

 

Предварительное определение товара на рассматриваемом товарном рынке было проведено в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2014, в котором эксплуатация железнодорожной структуры относится к разделу Н «Транспортировка и хранение», пункту 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность»:

52.21

Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

Эта группировка включает:

- деятельность (эксплуатацию) железнодорожной инфраструктуры;

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации":

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;

места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;

места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;

В соответствии с п. 2.1. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:

между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;

между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;

между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Таким образом, продуктовые границы рынка можно определить как услуги по эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования,  в целях осуществления проводки вагонов по ветке железнодорожного полотна необщего пользования.

 

IV.           Географические границы товарного рынка

 

Особенность услуги по эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования:

- наличие и расположение железнодорожной инфраструктуры;

- возможность приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию.

Услуга по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, может оказываться владельцам железнодорожных путей необщего пользования, непосредственно или через иные железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к данному пути необщего пользования или перевозчику (при заключении соответствующего договора).

На основании информации, имеющейся в распоряжении управления, ОАО «Томскоблгаз» в рассматриваемый период являлось владельцем железнодорожного подъездного пути 11 необщего пользования протяженностью 1895 м по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5.

Согласно представленным схемам, данный путь № 11 представляет собой ж/д пути необщего пользования, начинающийся от стрелочного перевода № 121, и оканчивающиеся в районе ГНС ОАО «Томскоблгаз». Данные пути имели несколько стрелок, к которым примыкаю иные пути необщего пользования, в том числе стрелка № 125, от которой начинаются пути ЗАО «ТоМаГ».

Следовательно, через путь необщего пользования ОАО «Томскоблгаз» в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125 в рассматриваемый период примыкали пути необщего пользования других владельцев, которые потенциально являются покупателями данной услуги.

Указанные выше обстоятельства определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Таким образом, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены как территории расположения железнодорожного пути необщего пользования, принадлежавшие на праве собственности ОАО «Томскоблгаз» и находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод № 121.

                                   

V.     Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

 

На основании полученной информации, можно сделать вывод о том, что в анализируемом периоде владельцем пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод № 121 являлся ОАО «Томскоблгаз».

 

Таблица 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие услуги  по эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

Телефон

1

ОАО «Томскоблгаз» (ИНН 7000000331)

634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 170

(3822)901-414

 

 

VI.  Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

В рассматриваемых географических границах рынка услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, находящегося в собственности ОАО «Томскоблгаз» по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125 доля ОАО «Томскоблгаз» составляет 100%.

 

VII.       Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Таким образом:

- коэффициент рыночной концентрации CR=100%;

- индекс рыночной концентрации Герфендаля-Гиршмана HHI=10000.

В связи с предоставленными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфендаля-Гиршмана уровень концентрации товарного рынка является высоким за весь рассматриваемый период, так как:

70%<=CR<=100% и 2000<=HHI <=10000

Исследуемый товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка.

 

VIII.    Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Экономический барьер, связанный с необходимостью иметь в собственности или на ином законном праве ж/д пути необщего пользования, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования.

Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Соответствие мест необщего пользования требованиям обеспечивается за счет средств их владельцев.

В данном случае целесообразно рассмотреть затраты на подсоединение к путям общего пользования потенциальными покупателями услуги по эксплуатации иного железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего ОАО «Томскоблгаз». При технической возможности подсоединения пути необщего пользования к путям общего пользования необходимы высокие финансовые затраты и большой объем оформления разрешительных документов:

- приобрести землю в собственность или взять в аренду;

- подготовить проект;

- технические условия;

- разрешение на строительство;

- государственная экспертиза проектной документации и результатов изыскательных работ;

- иная разрешительная документация;

- финансовые затраты на строительство путей и стрелочных переводов.

В данном районе г. Томска (ул. Мичурина), сложившаяся градостроительная ситуация просто не позволяет проложить ж/д пути от месторасположения ЗАО «ТоМаГ» к путям общего пользования без колоссальных финансовых затрат.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии существенных, труднопреодолимых барьеров входа на рынок.

 

IX.  Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Исследуемый товарный рынок услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125 в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования характеризуется высоким уровнем концентрации и высокими труднопреодолимыми  барьерами. Указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Анализ данного рынка показал, что ОАО «Томскоблгаз» в рассматриваемый временной интервал являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказывать услуги на данном рынке.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договор на подачу, уборку вагонов может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Следовательно, ОАО «Томскоблгаз»  имело  возможность оказывать решающее влияние на данном рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, по мнению отдела экономического анализа, на рынке услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Мичурина, 98, стр. 5 в пределах стрелочных переводов №№ 121, 125 в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Томскоблгаз» в анализируемый период занимало доминирующее положение.

Начальник отдела экономического анализа   С.А. Паньков