Обзор правоприменительной практики по п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в 2011 году (на 08.12.2011)

 

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В 2011 году антимонопольным органом возбуждалось 9 дел по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». В настоящее время по 5 делам вынесены решения, нарушителями признаны: МУП «Томский энергокомплекс», ООО «Управление энергоснабжения», ОАО «Сибирский химический комбинат», ОАО «Городские электрические сети». По 4 делам антимонопольное расследование продолжается.

-Дело №02-10/55-11 в отношении МУП «Томский энергокомплекс»
Решение принято комиссией Томского УФАС России 29 апреля 2011 года. Впоследствии Арбитражный суд Томской области 11 ноября 2011 года признал законным данное решение.
Из обстоятельств дела: на обороте счета-квитанции за декабрь 2010 г. за услуги водоснабжения и водоотведения справочно указано - с 01.01.2011 г. начисление за услуги водоснабжения и водоотведения будет производиться по новым тарифам, утвержденным для г. Томска. Абонентам рекомендовалось оплатить декабрьские квитанции до 10 января 2011 года. В противном случае им придется заплатить по новому тарифу.
Оплата за декабрь 2010 г. за услуги, оказываемые МУП «Томский энергокомплекс», заявителем произведена в полном объеме 25 января 2011 г. В связи с тем, что оплата произведена позднее 10 января 2011 г., МУП «Томский энергокомплекс» за декабрь 2010 г. произвело потребителю расчет с применением тарифов, установленных на 2011 г. В результате в счет-квитанции за февраль 2011 г. заявителю выставлен к оплате долг в размере 24,99 рублей.
УФАС пришло к выводу, а суд признал вывод правомерным, что применение тарифа МУП «Томский энергокомплекс» для расчета услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь 2010 г., предусмотренного для расчета с потребителями, начиная с 2011 года, является ущемлением прав и законных интересов потребителей - населения и нарушением порядка ценообразования.
Суд оставил в силе и предписание, выданное на основании указанного решения антимонопольным органом.
Во исполнение предписания пересчитаны квитанции всем потребителям, заплатившим за услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь 2010 года по тарифу 2011 года на основании незаконных расчетов МУП «Томский Энергокомплекс». В ходе перерасчета к таким потребителям был применен тариф, действующий до конца 2010 года, т.е. ниже, чем тариф 2011 года. Такой расчет был произведен 3 363 потребителям услуг МУП «Энергокомплекс». В общей сложности томичам возвращено 182 760,58 рубля.
На основе решения по делу впоследствии МУП «Томский энергокомплекс» оштрафовано на 8 017 041 руб. 86 коп., а генеральный директор предприятия на 20 тысяч рублей.


-дело №02-10/134-11 в отношении МУП «Энергокомплекс»Решением от 5 августа 2011 года комиссией УФАС дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Из обстоятельств дела: УФАС по Томской области рассмотрены счета-квитанции за услуги водоснабжение и водоотведение, предоставляемые МУП «Томский энергокомплекс» за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года включительно, гражданам, осуществляющим расчеты за потребленную коммунальную услугу непосредственно с МУП «Томский энергокомплекс».
В счетах-квитанциях за указанный период времени за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые гр. Б. - заявительнице, проживающей  в г. Томск, пер. Карский 66 указан тариф на горячую воду в 2010 году 20,28 рублей, в 2011 год — 23,31 рублей.
В счетах-квитанциях за аналогичный период времени за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые гр. Д., проживающему в г. Томск, ул. Герасимено за 2010 год тариф на горячую воду составил в сентябре - 20,28 рублей; в  октябре, ноябре - тариф не был указан, потребителем оплата была произведена по тарифу 20,28 рублей; в декабре — 29,15 рублей. В 2011 году гр. Д. выставлены счета, в который тариф за январь составил 29,15 рублей; за февраль, март — 33,31 рубля; за апрель — 23,31 рублей.
За октябрь, ноябрь 2010 г. МУП « Томский энергокомплекс» не был указан тариф, однако расчет производился за горячую воду по тарифу 29,15 рублей.
Комиссия УФАС пришла к выводу о правомерности применения МУП «Томский энергокомплекс» указанных тарифов. В соответствии с действующим законодательством при определении размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление могут применяться только тарифы, установленные органом государственной власти.
Комиссия установила, что МУП «Томский энергокомплекс», выставляя счета заявителям, применяло тарифы на холодное водоснабжение, утвержденные Постановлением Мэра города Томска от 28.11.2008 г. № 937 на период с 01.02.2009 г. по 31.12.2010 г., а именно:  холодная вода (подземная вода): 16,60 (тариф) + 0,59 (надбавка к тарифу) = 17,19 руб. за 1 куб.м., с учетом НДС — 20,28 рублей за 1 куб.м.; холодная вода (речная вода): 24,70 руб. за 1 куб.м., с учетом НДС — 29,15 рублей за 1 куб.м;
а также тарифы на холодное водоснабжение, утвержденные приказом приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 29.11.2010 г. № 53/342 на период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г., а именно, холодная вода (подземная вода): 19,75 руб. за 1 куб.м, с учетом НДС — 23,31 рублей за 1 куб.м.; холодная вода (речная вода): 28,23 руб. за 1 куб.м, с учетом НДС — 33,31 рублей за 1 куб.м.
Водоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/14 осуществляется по закрытой схеме водоразбора. Для холодного водоснабжения используется холодная вода (подземная вода), а для нужд горячего водоснабжения — холодная вода (речная вода).
11 января 2011 г. между МУП «Томский энергокомплекс», Управлением социальной политики администрации г. Томска и УМП «ЕРКЦ г. Томска» заключен договор на предоставление коммунальных услуг об оказании мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан города Томска. Согласно договору гражданам, получающим услуги от децентрализованных источников, предоставляются меры социальной поддержки на сумму разницы между утвержденными тарифами для централизованных и децентрализованных поставщиков. В результате с апреля 2011 г. в счет-квитанциях тариф холодной воды (речной воды) с учетом мер социальной поддержки указан 23,31 рублей.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, пер. Карский, 4 водоснабжение также осуществляется по закрытой схеме водоразбора, однако, поставка воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется за счет подземной воды, и, соответственно, размер платы за воду для нужд ГВС рассчитан в соответствии с утвержденными в 2010 и 2011 гг. тарифами.
В результате комиссия УФАС пришла к выводу о том, что МУП «Энергокомплекс» своими действиями по начислению заявителям платы за коммунальные услуги не ущемило их права и не нарушило порядок ценообразование.

дело №02-10/165-11 в отношении ООО «Управление энергоснабжения»
Комиссии УФАС решением от 29 сентября 2011 года признала, что ООО «УЭС» нарушило антимонопольного законодательства. Нарушение выразилось в применении тарифа на холодную воду (техническую), не установленного органом регулирования субъекта Российской Федерации.
Из обстоятельств дела: антимонопольный орган установил, что ООО «УЭС» осуществляет услуги водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение осуществляется двумя типами воды: артезианской (питьевой) и промышленной (технической). При этом Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области для ООО «УЭС» установлен тариф только на поставку питьевой воды, на поставку технической воды тариф департаментом для ООО «УЭС» не устанавливался. Действующие в указанной сфере нормативные акты предполагают, что в системе водоснабжения устанавливаются тарифы раздельно на техническую и питьевую воду
Из материалов дела следует, что директор ООО «УЭС» своим приказом от 30 ноября 2010 года утвердил с 1 декабря 2010 года тарифы на энергоресурсы: вода артезианская — 94,43 руб./м.куб. без НДС, стоки — 98,62 руб./м.куб. без НДС, вода промышленная — 37,60 руб./м.куб. без НДС.
Согласно приказу Департамента от 24 января 2011 года для ООО «УЭС» установлены следующие тарифы: на холодную воду, в размере 91,03 руб./м.куб., без НДС, на водоотведение, в размере 77,47 руб./м.куб. без НДС.
Из платежных документов за февраль-март 2011 года следует, что ООО «УЭС», рассчитывая стоимость услуг, оказываемых сторонним организациям, применяло тарифы, утвержденные департаментом на холодную воду и водоотведение. Вместе с тем, при определении платы за промышленную воду применялся самостоятельно установленный тариф. При этом ООО «УЭС» не предприняло соответствующих мер и не обратилось в департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области для установления такого тарифа.
Антимонопольным органом проведен анализ рынка услуг по водоснабжению технической водой в границах балансовой принадлежности сетей, используемых для водоснабжения технической водой на территории промышленных площадок п. Кузьминка, п. Парусинка ЗАТО Северск, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ООО «УЭС». В результате проведенного исследования комиссия пришла к выводу, что ООО «УЭС» занимает на соответствующем рынке доминирующее положение.
К хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, предъявляются требования п.10 ч.1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия УФАС предписала ООО «Управление энергоснабжения» устранить допущенные нарушения до 31 декабря 2011 года.
В настоящее время решается вопрос о привлечении нарушителя к административной ответственности за допущенное нарушение.
Для справки: в соответствии с ст.14.31 КоАП РФ указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

 


дело №02-10/166-11 в отношении ОАО «Сибирский химический комбинат»Томское УФАС России 29 сентября 2011 года признало ОАО «Сибирский химический комбинат» нарушителем п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Из обстоятельств дела: УФАС установило, что ОАО «СХК» предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение осуществляется двумя типами воды: артезианской (питьевой) и промышленной (технической).
Тариф на поставку питьевой воды для ОАО «СХК» Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области не устанавливал.
Комиссией установлено, что ОАО «СХК» отпускает артезианскую воду (питьевую) 4 организациям по ценам, утвержденным генеральным директором ОАО «СХК» 13 января 2011 года. При этом ОАО «СХК» не обращалось в Департамент для установления тарифа на питьевую воду, поскольку, по мнению организации, предприятие не может быть отнесено к организациям коммунального комплекса.
Комиссия же антимонопольного ведомства признала ОАО «СХК» организацией коммунального комплекса, так как общество эксплуатирует систему коммунальной инфраструктуры для оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
В результате проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг водоснабжения питьевой (артезианской) водой, водоснабжению промышленной (технической) водой и водоотведения в границах балансовой принадлежности сетей, используемых для водоснабжения и водоотведения на территории промышленных площадок п. Кузьминка, п. Парусинка ЗАТО Северск, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ОАО «СХК», УФАС установило, что ОАО «СХК» занимает на соответствующем рынке доминирующее положение.
Комиссия УФАС предписала ОАО «СХК» устранить допущенное нарушение до 31 декабря 2011 года.
В настоящее время решается вопрос о привлечении к административной ответственности ОАО «СХК» по ст. 14.31 КоАП РФ.

По схожим обстоятельствам в отношении ОАО «СХК» Томским УФАС России возбуждено еще 2 дела по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Комиссия управления приступит к рассмотрению данных дел: 9 декабря 2011 года в 10.00 часов и в 11.00 часов.

дело № 02-10/171-11 в отношении ОАО «Городские электрические сети»

Решением комиссии УФАС от 16 сентября 2011 года ОАО «ГЭС» признано нарушителем антимонопольного законодательства.
Из обстоятельств дела: в антимонопольный орган поступили заявления ООО «Габи», ИП Садкова Д.В., ИП Томляк В.В., МАУ «Комбинат школьного питания» и ООО «Северный город» на действия ОАО «ГЭС» по применению тарифа «НН» вместо «СН11» при начислении оплаты за потребленную электроэнергию.
В ходе рассмотрения дела, возбужденного по фактам, указанным в заявлениях, комиссия УФАС установила, что согласно п. 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004, размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети рассматриваемой организации:
на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;
на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ;
на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ;
на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, граница раздела балансовой принадлежности проходит в трансформаторной подстанции (ТП) на присоединении кабельных наконечников в ячейках распределительного устройства и на обслуживании потребителей находится кабель от ТП до вводно-распределительного устройства здания и все электрооборудование здания. Следовательно, при расчете стоимости потребленной электроэнергии ОАО «ГЭС» должно было применять тариф «СН11», а не «НН», поскольку потребитель в данном случае несет бремя содержания кабеля от точки разграничения до здания.
Комиссия Томского УФАС России, оценив все представленные сторонами доказательства, пришла к выводу о необоснованности применения к заявителям тарифа «НН», который в соответствии с приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 23.12.2010 равен 3155,80 рублей. Тогда как применению подлежал тариф «СН11», размер которого согласно указанному приказу составляет 2269,02 рублей.

Дело №02-10/74-11 в отношении ОАО «Томская энергосбытовая компания»

В мае 2011 года управлением возбуждено дело в отношении ОАО «ТЭСК» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».
Признаки нарушения антимонопольного законодательства административный орган усмотрел в следующих обстоятельствах. В адрес УФАС поступило заявление ОАО «Оборонэнергсбыт», из которого следовало, что ОАО «Оборонэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, осуществляющей в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Для осуществления продажи электроэнергии потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с имеющим на территории Томской области статус гарантирующего поставщика ОАО «Томская энергосбытовая компания» договор энергоснабжения.
По мнению заявителя, гарантированный поставщик при расчётах использует не дифференцированный надлежащим образом тариф, а усреднённый, указанный в абз. 2 Информационного письма РЭК Томской области от 22.12.2009, где усреднённая по всем диапазонам числа часов использования заявленной мощности величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках, учтённая при установлении одноставочных тарифов, составляет 842,61 руб./МВтч (без учета НДС).
Абзацем 11 п.109 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" установлено, что для тарифов, дифференцированных в зависимости от числа часов использования заявленной мощности (т.е. в данном случае) размер платы за услуги и сбытовая надбавка должны быть рассчитаны для соответствующих диапазонов числа часов использования заявленной мощности.
Томское УФАС России усмотрело в действиях ОАО «ТЭСК» по применению при определении цены электрической энергии усреднённого средневзвешенного тарифа, не дифференцированного по диапазону числа часов используемой мощности, признак злоупотребления своим доминирующим положением на рынке в нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В настоящее время рассмотрение данного дела приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы, имеющего значение для рассмотрения дела.

Дело №02-10/208-11 в отношении ООО «Газпромнефть-Аэро Томск»

22 ноября 2011 года антимонопольное управление возбудило дело по признакам нарушения ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Из обстоятельств дела: Томским УФАС России установлено, что ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» на территории аэропорта «Богашево» оказывает услуги, тарифы на которые установлены компанией самостоятельно, что противоречит законодательству Российской Федерации. Для установления тарифов на оказываемые услуги, компании Газпромнефть-Аэро Томск необходимо обратиться в ФТС, что установлено законодательством о регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий. Однако согласно предоставленной ФТС информации, компания за установлением соответствующих тарифов в государственный орган не обращалась. В настоящее время тарифы на услуги компании так и не установлены.
Приказом Федеральной службы по тарифам (ФТС) России компания Газпромнефть-Аэро Томск признана субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере услуг в аэропортах, а также включена в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. В связи с вышеизложенным, Томское УФАС России заподозрило ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» в злоупотреблении доминирующим положением и нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия УФАС приступит к рассмотрению данного дела 9 декабря 2011 г. в 14:00 по адресу: г. Томск, ул. Ленина, 111, каб. 47