Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли яйцами куриными в 2011–2013 годах

I. Общие положения

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

Во исполнение поручения Фас России от 07.11.2013 № ЦА/43967-ПР/13 Томским УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации яйца куриного в 2011–2013 годах.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа - аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

3.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93).

4.        ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКПД).

5.        ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД).

6.        ГОСТ Р 52943-2008. Птицеперерабатывающая промышленность. Продукты переработки яиц сельскохозяйственной птицы пищевые. Термины и определения, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.07.2008 № 150-ст (далее – ГОСТ Р 52943-2008).

7.        ГОСТ Р 52121-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Яйца куриные пищевые. Технические условия, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 10.10.2003 № 284-ст (далее – ГОСТ Р 52121-2003).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами – крупнейшими покупателями яйца куриного в Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществлявших в 2011–2013 годах оптовую реализацию яйца куриного на территории Томской области;

– материалы анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации яйца куриного, проведенного Томским УФАС России в 2010 году;

– иные источники информации.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

На основании вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2011–2013 годов. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

ОК 004-93 объединяет в одну группу 5122 «Оптовая торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями» виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и работами по оптовой торговле фруктами и овощами, молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами, мясом, рыбными продуктами, сахаром, кондитерскими и хлебобулочными изделиями, напитками, кофе, чаем, какао и пряностями, табачными изделиями и т.п. При этом оптовая торговля яйцами не выделяется в отдельный вид деятельности.

ОКВЭД, напротив, разделяет перечисленные виды деятельности на самостоятельные виды деятельности в составе группы 51.32 «Оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы».

Согласно ОКПД яйцу куриному как одному из видов сельскохозяйственной продукции присвоен код 01.24.20.110 «Яйца куриные» в составе группировки 01.24.20 «Яйца в скорлупе» товарной группы 01.24 «Птица сельскохозяйственная живая и яйца». Группировка 01.24.20 «Яйца в скорлупе» включает:

 

01.24.20.110      Яйца куриные

      01.24.20.111      Яйца взрослых кур яичных пород родительского стада

      01.24.20.112      Яйца молодняка кур яичных пород родительского стада

      01.24.20.113      Яйца взрослых кур яичных пород промышленного стада

      01.24.20.114      Яйца молодняка кур яичных пород промышленного стада

      01.24.20.115      Яйца взрослых кур мясных и мясо-яичных пород

      01.24.20.116      Яйца молодняка кур мясных и мясо-яичных пород

      01.24.20.119      Яйца куриные прочие

 01.24.20.120      Яйца гусей

 01.24.20.130      Яйца уток

 01.24.20.140      Яйца индеек

 01.24.20.150      Яйца цесарок

 01.24.20.160      Яйца перепелок

 01.24.20.190      Яйца прочей птицы, не включенные в другие группировки

 

В договорах поставки, по которым осуществляется оптовая купле-продажа яйца куриного, предметом договора выступает товар «Яйцо куриное».

На основании выше изложенного предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка оптовой торговли яйцами куриными. В соответствии с классификацией ОКВЭД данному виду деятельности присвоен код 51.33.2 «Оптовая торговля яйцами».

ГОСТ Р 52943-2008 определяет пищевые яйца (сельскохозяйственной птицы) как яйца в скорлупе, произведенные сельскохозяйственной птицей, пригодные для непосредственного потребления человеком и переработки с целью получения продуктов питания. Отмечается, что пищевые яйца в зависимости от вида птицы могут подразделять, например, на куриное, перепелиное, индюшиное.

ГОСТ Р 52121-2003 устанавливает следующую классификацию яиц:

1) в зависимости от сроков хранения:

– диетические (Д) – яйца, срок хранения которых не превышает 7 сут.;

– столовые (С) – яйца, срок хранения которых при температуре от 0°С до 20°С не более 25 сут., и яйца, которые хранились при температуре от минус 2°С до 0°С не более 90 сут.

2) в зависимости от категории (табл. 1).

 

Таблица 1 – Категории куриных яиц

Категория

Масса одного яйца, г

Масса 10 яиц, г, не менее

Масса 360 яиц, кг, не менее

Высшая (В)

75 и св.

750 и св.

27,0 и св.

Отборная (О)

65–74,9

650–749,9

23,4–26,999

Первая (1)

55–64,9

550–649,9

19,8–23,399

Вторая (2)

45–54,9

450–549,9

16,2–19,799

Третья (3)

35–44,9

350–449,9

12,6–16,199

 

По имеющимся в Томском УФАС России данным, на территории Томской области осуществляется торговля яйцом столовым высшей, отборной, первой, второй и третьей категории. Причем в общем объеме реализации яиц куриных за период 2011–2013 годов яйцо третьей категории С3 составляет 0,48%. По информации птицефабрик – крупнейших поставщиков яйца куриного в Томской области третья категория яиц куриных, а также яйцо некондиционное, как правило, не является товарным (т.е. не реализуется), а направляется на переработку.

Величина отпускных цен на яйцо разных категорий во многом зависит от ценовой политики поставщика. Тем не менее, в ходе анализа динамики отпускных цен на яйцо куриного различных категорий установлено, что разница между ценами на яйцо низшей товарной категории – С3 и яйцо высшей товарной категории – СВ в подавляющем большинстве случаев не превышает 10%.

По данным проведенного Томским УФАС России опроса крупнейших оптовых покупателей яйца куриного в Томской области, 89% респондентов признают различные категории яйца куриного взаимозаменяемыми.

Следовательно, яйцо куриное столовое категорий В, О, 1, 2, 3 составляют одну товарную группу и принадлежат к одному товарному рынку.

Каких-либо сведений о возможности замены яиц куриных иной продукцией выявлено не было. Отсутствие взаимозаменяемых (потенциально взаимозаменяемых) товаров подтверждается опросом крупнейших покупателей Томской области.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка были определены как оптовая торговля яйцами куриными.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах Томской области.

В ходе исследования выявлены следующие условия обращения яиц куриных, ограничивающие возможности транспортировки и приобретения данного товара за пределами предварительно определенных географических границ:

– хрупкость продукции;

– возможно ухудшение качественных показателей (в первую очередь, свежесть, процент боя).

Указанные особенности продукции требуют особых условий транспортировки. Тем не менее, современные технологии логистики позволяют осуществлять транспортировку такой продукции с минимальными негативными последствиями. Это подтверждается практически: по данным проведенного опроса, 100% крупнейших покупателей яиц куриных хотя бы раз за исследуемый период (2011–2013 гг.) приобретали данную продукцию у поставщиков других регионов, таких как Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край; 53% опрошенных систематически закупают яйца куриные у поставщиков указанных регионов.

На основании полученных от хозяйствующих субъектов (крупнейших покупателей) данных установлено, что в исследуемом периоде (в 2011–2013 гг.) почти 30% яиц куриных закуплено у поставщиков из других регионов, в т.ч.:

– 18,5% – в Новосибирской области;

– 10,6% – в Кемеровской области;

– 0,9% – в Алтайском крае.

Крупнейшими поставщиками из Томской области вывезено в совокупности за 2011–2013 гг. около 2,5% яиц куриных в Новосибирскую область, Красноярский край и Хабаровский край.

Согласно п. 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ рассматриваемого товарного рынка проводится, в т.ч. на основе информации о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы). Из этого следует, что в силу того, что оптовые покупатели яйца куриного Томской области закупают 18,5% и 10,6% объема данной продукции соответственно в Новосибирской и Кемеровской областях, географические границы рассматриваемого товарного рынка следует расширить до территории, включающей Томскую, Кемеровскую и Новосибирскую области.

Томским УФАС России также проведен тест гипотетического монополиста для определения географических границ товарного рынка. Результаты показали следующее. На вопрос «При увеличении стоимости яйца на 5–10% на период более 1 года у поставщиков Томской области при неизменности цены у поставщиков за пределами Томской области, будете ли Вы осуществлять закупку у поставщиков других регионов?» 76% опрошенных ответили утвердительно, указав в качестве возможных регионов покупки яиц куриных Кемеровскую и Новосибирскую области.

По мнению участников исследуемого рынка, рынок оптовой торговли яйцами куриными охватывает территорию Российской Федерации (56% опрощенных) или нескольких субъектов Российской Федерации (44% опрошенных).

На основании вышеизложенного, географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах Томской, Кемеровской и Новосибирской областей. Данный рынок является межрегиональным.

Выводы

Путем опроса крупнейших оптовых покупателей яиц куриных, расположенных на территории Томской области, Томским УФАС России выявлены крупнейшие оптовые поставщики указанной продукции. У данных хозяйствующих субъектов были запрошены необходимые сведения об оптовых поставках яиц куриных в 2011–2013 гг. покупателям из Томской области. Однако сведениями об оптовых поставках яиц куриных в 2011–2013 гг. покупателям из других регионов, равно как и сведениями об иных участниках межрегионального рынка оптовой торговли яйцами куриными, Томское УФАС России не обладает.

В связи с чем не представляется возможным определить состав хозяйствующих субъектов, действующих на межрегиональном рынке оптовой торговли яйцами куриными в 2011–2013 гг. в географических границах Томской, Кемеровской и Новосибирской областей, рассчитать объем данного товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем, определить уровень концентрации данного товарного рынка и барьеров входа на рынок, а также оценить состояние конкуренции на данном товарном рынке.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, и Приложением № 2 к Приказу ФАС России от 26.01.2011 № 30 Томское УФАС России осуществляет свою деятельность на территории Томской области.

Таким образом, в силу указанных причин признаки наличия доминирующего положения какого-либо хозяйствующего субъекта на межрегиональном рынке оптовой торговли яйцами куриными в 2011–2013 гг. в географических границах Томской, Кемеровской и Новосибирской областей не были определены.