Обзор ситуации на рынке нефтепродуктов

 

В связи с поступающими обращения граждан в адрес Томского УФАС России , касающихся увеличения розничных цен на нефтепродукты, Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области провело анализ  ситуации, сложившейся на рынке нефтепродуктов Томской области и представляет свою позицию по данному вопросу.

Конечно рост цен на бензин в стране, производящей практически все топливо самостоятельно, в то время когда мировые цены на нефть стремительно снижаются, вызывает вопросы потребителей. Однако данный, казалось бы парадоксальный факт, имеет свое объяснение. В данном обзоре Томское антимонопольное управление попытается дать ответы на вопросы жителей области.

Для начала, необходимо рассмотреть вопрос: как в России вообще устанавливаются оптовые и розничные цены на топливо.

В ходе приватизации 90-ых годов прошлого века в России сложился ряд компаний, осуществляющих практически полный цикл по добыче и переработке нефти, а затем оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. В российской практике такие компания называют вертикально-интегрированные нефтяные компании или ВИНК. В соответствии с исследованиями рынка нефтепродуктов, которые ежегодно осуществляются антимонопольными органами, понятно, что оптовый рынок области практически полностью принадлежит данным компаниям, а розничный спрос в значительной степени удовлетворяется на АЗС, принадлежащим ВИНК.

Соответственно, так как большинство нефтепродуктов производится на НПЗ, принадлежащим ВИНК, реализуется через оптовые структуры, принадлежащие ВИНК, а затем продается конечному потребителю, через сети АЗС, принадлежащие ВИНК, то встает резонный вопрос: а как определить реальную рыночную стоимость нефтепродуктов? При этом надо учитывать, что и независимые оптовые и розничные торговые организации также приобретают бензин у ВИНК.

ФАС России много лет уделяет внимание этой проблеме. В настоящее время сформированы три основных показателя: это показатели нетбэк, показатели биржевых котировок и показатели внебиржевых индексов.

С точки зрения рынка, одним из важнейших индикаторов, определяющий оптовые цены на нефтепродукты, должен является индекс биржевых котировок, который определяется на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (далее по тексту «СПбМТСБ»),  основной площадкой по оптовой торговле нефтепродуктами в России.

Как уже отмечалось, согласно современным представлениям об установлении рыночного уровня цены на товар, именно реализация продукции через биржу является наиболее справедливым способом установления равновесной цены. К сожалению, не всеми товарами можно торговать через биржу, однако нефть и нефтепродукты для этого вполне подходят. ВИНК часто не выгодно продавать независимым оптовым торговцам через биржу свои нефтепродукты, которые можно реализовать через собственные сети АЗС, так как это означает своими руками увеличивать конкуренцию на оптовом рынке, а через него и на розничном. Учитывая это, государство принуждает ВИНК осуществлять реализацию части произведенных ими нефтепродуктов через биржу независимым оптовым торговым организациям. Совместным приказом ФАС России и Минэнерго России установлена минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов в размере не менее 10 % от произведенных автомобильных бензинов. Следовательно, государством принудительно создается конкуренция на оптовом рынке нефтепродуктов. При этом, согласно данным ФАС России, в настоящее время доля нефтепродуктов, реализующихся через биржу, превышает 17 процентов.

К сожалению, остаются возможности для ВИНК осуществлять манипуляции даже на бирже. ВИНК может организовать торговлю своими нефтепродуктами таким образом, чтобы дочерние структуры именно данной ВИНК приобретали реализуемый ею бензин. При этом часто происходит резкое завышение цены сделки, что приводит затем к повышению оптовой цены. ВИНК, осуществляя оптовую реализацию бензина всегда может указывать на завышенную путем манипуляций биржевую цену на свою продукцию, как на основание для повышения цены для независимых АЗС.

 Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за биржевой торговлей и старается предупреждать такого рода манипуляции. Так в июне 2015 года ФАС России выдала предупреждение ОАО «ЛУКОЙЛ» о недопущения манипулирования правилами биржевой торговли.

Если рассмотреть данный индекс за период январь-август 2015 года (данные доступны в интернете по адресу: http://spimex.com/indexes/oil_products/, то мы увидим, что например, региональный биржевой индекс на бензин марки Аи-92 с начала года в максимуме увеличивался на 42 процента, а на заправках Томской области эта марка бензина выросла в цене не более чем на 9 процентов. Таким образом, можно констатировать, что реальное увеличение цены на бензин на томский заправках существенно отстает от роста цены на бензин на бирже.

Почему так происходит? Ответ на данный вопрос также прост – во-первых розничная цена состоит не только из оптовой стоимости нефтепродуктов, у розничной сети АЗС есть и свои, довольно существенные затраты. Они обычно растут в силу общей инфляции, но все равно имеют более стабильный уровень. Во-вторых – это наличие в регионе АЗС, принадлежащих ВИНК. Именно крупные компании, за счет того, что осуществляют полный технологический процесс от добычи нефти до реализации нефтепродукта в бак автомобиля, могут себе позволить немного отклонятся в своем ценообразовании от рыночной конъюнктуры. К сожалению, не во всех муниципальных образованиях области, функционирую АЗС, принадлежащие ВИНК, и это приводит к появлению более высоких цен на нефтепродукты, особенно это касается отдаленных районов области, таких как Парабельский и Каргасокский районы.

Если рассматривать вопрос о том, почему вообще растет цена на бензин в России, несмотря на снижение мировых цен на нефть, то необходимо отметить несколько факторов, которые начали действовать во втором квартале 2015 года:

- увеличение цены на нефть в России,

- увеличение сезонного спроса на нефтепродукты,

- именно в летне-осенний период осуществляются плановые ремонты НПЗ, что иногда приводит к кратковременному дефициту топлива,

- увеличение отгрузки нефтепродуктов на экспорт – проявляется эффект девальвации,

- нестабильная ситуация с объемами нефтепродуктов, поставляемыми из Республики Беларусь.

Так как Россия является нефтедобывающей страной, то мировая цена на нефть всегда оказывала влияние на внутрироссийский уровень нефтяных цен опосредовано. Вот и в 2015 году цена на сырую нефть в России, в отличие от общемировых, показала обратную динамику. Относительно января 2014 года – периода высоких цен на мировом рынке, внутрироссийская биржевая цена на нефть в феврале 2015 года выросла в 2 раза. Сейчас ситуация стала более спокойной и перестала толкать цены на нефть вверх.

При этом нельзя переоценивать влияние нефтяных цен на розничную цену на нефтепродукты. По расчетам экспертов, в России стоимость нефти в цене бензина на АЗС составляет не более 10-15 процентов. Остальная стоимость – это затраты на производство, реализацию и транспортировку нефтепродуктов, а самая главная статья – это налоги, не менее 50 процентов. Именно по этому, например в США, где доля косвенных налогов в цене бензина низка, изменение цены на нефть приводит к соответствующему изменению стоимости нефтепродуктов. А вот в Европе, в литре бензина налоги занимают существенную долю и, в результате, в среднем по Евросоюзу, снижение розничных цен на нефтепродукты составило всего 7 процентов. Источник: http://ru.euronews.com/2015/08/31/eurozone-inflation-unchanged-in-august/

В России на ситуацию с ценами также повлиял курс рубля. Резкая девальвация рубля сделала экспорт нефтепродуктов за границу гораздо более прибыльным бизнесом, по сравнению с продажей их на территории России. Естественно, что средний бизнес, особенно не имеющий своих сетей АЗС, быстро сориентировался и, приобретя бензин через биржу, начал активный его экспорт, что повлекло за собой общий рост оптовых цен. При этом, в настоящее время, по данным антимонопольных органов, крупные НПЗ повысили предложение на рынке, что помогло снизить биржевую цену бензина на 2 – 3 тысячи рублей за тонну, относительно середины лета. В результате, оптовые цены в области и биржевые цены в настоящее время сблизились, хотя, конечно биржевые цены еще превышают уровень местной оптовой цены. При этом, девальвация привела к росту себестоимости производства нефтепродуктов из-за существенной доли валютных затрат.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время основания для резкого роста розничных цен на нефтепродукты в области отсутствуют, если не произойдет каких – либо существенных изменений в экономике страны. Наоборот, можно прогнозировать, что наличие более – менее стабильного курса рубля, должна начаться коррекция цен вниз, так как спрос будет снижаться, а запасы нефтепродуктов в стране даже немного превышаю необходимый уровень.