Результаты анализа рынка кабельного телевидения и IP телевидения на территории г. Томска за 2014 г. и I полугодие 2015 г.

Томским УФАС России на основании поступившего от ООО «ТОМТЕЛ» заявление об исключении из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения и IPTV за 2014 г, I полугодие 2015 г. на территории г. Томска

Приказом Томского УФАС от 15.12.2015 г. № 324 ООО «ТОМТЕЛ» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов по позиции «Услуги по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения» в географических границах г. Томска с долей >50%.

Временной интервал исследования был определен следующими периодами: 2014 г. и I полугодием 2015 г., позволяющими определить имеющиеся на изучаемом рынке тенденции и оценить стабильность долей хозяйствующих субъектов на нем.

Предварительно определение продуктовых границ основывалось на наименовании услуг, по которым ООО «ТОМТЕЛ» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, а именно: «Услуги по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения».

Под трансляцией телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон о связи) понимается прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала.

Под кабельной телетрансляцией согласно Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 N 1700-р (далее Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы) понимается трансляция, осуществляемая посредством кабельных сетей связи.

В соответствии с Р 52023-2003 «Сети распределительные систем кабельного телевидения. Основные параметры. Технические требования. Методы измерений и испытаний» под кабельной распределительной сетью понимается совокупность технических средств и устройств головной станции и линейной сети, обеспечивающих передачу радиосигналов в системе кабельного телевидения. Входом распределительной сети является вход головной организации, выходом распределительной сети – выход абонентской розетки.

Таким образом, кабельное телевидение это совокупность систем приема и передачи сигналов вещательного телевидения, радиовещания и иных сообщений электросвязи и организационно-технических процессов управления, обеспечивающая деятельность в области кабельного телевидения на определенной территории.

Соответственно функциональным назначением услуг связи для целей кабельного вещания является передача телевизионного сигнала от передающих центров к конечному потребителю.

В данном анализе рассматривались услуги кабельного телевидения как аналогового, так и цифрового в совокупности.

В соответствии со статьей 29 Закон о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Постановлением Правительства от 18.02.2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» установлена лицензия на право оказания услуг связи для целей кабельного вещания. В рамках данной лицензии также оказываются услуги IP телевидения (далее IPTV).

Также данным постановлением установлено получение лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания.

Исходя из положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы эфирная трансляция подразделяется на эфирное наземное вещание (эфирное вещание) и спутниковое непосредственное вещание (спутниковое вещание).

Таким образом, потенциально взаимозаменяемыми товарами были признаны:

- услуги связи для целей кабельного вещания (в том числе в случае организации вещания по сетям передачи данных – IPTV);

- услуги связи для целей эфирного вещания;

- услуги связи для целей спутникового вещания.

По результатам анализа, не смотря на разный способ передачи сигналов, на несущественные различия в размере абонентской платы, был сделан вывод о взаимозаменяемости услуг связи для целей кабельного вещания и услуг IPTV, так как практика хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги кабельного телевидения и/или услуги IPTV, подтверждает, что при повышении цены на 5-10 процентов на услуги кабельного телевидения при неизменности цен на услуги IPTV и наоборот, абоненты легко заменяют данные услуги друг другом.

Главное отличие эфирного телевидения в сравнении с кабельным телевидением состоит в том, что достаточно ограничен выбор каналов, нет стабильного качественного изображения, каналы принимаются бесплатно, что говорит о не взаимозаменяемости данных услуг.

Спутниковое телевидение, как и кабельное телевидение и IPTV является платным и характеризуется предоставлением большого числа телеканалов.

Однако, для получения услуг спутникового телевидения необходима покупка и установка дополнительного оборудования (спутниковой антенны, тарелки). Разница в стоимости между приобретением и установкой комплекта для приема спутникового телевидения, а также абонентская плата за него, и в подключении к кабельному телевидению и  вместе с абонентской платой составляет более 10%.

В соответствии с п. 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 товары не относятся к взаимозаменяемыми, если в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов). В связи с чем данные услуги кабельного телевидения и услуги спутникового телевидения не являются взаимозаменяемыми.

Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка были определены как «Услуги связи для целей кабельного вещания, в том услуги IPTV».

Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория г. Томска, и данный товарный рынок является локальным.

В качестве продавцов на товарном рынке за исследуемый период времени согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области выступают 7 хозяйствующих субъекта, имеющих лицензии на право оказания услуг связи для целей кабельного вещания имеют следующие хозяйствующие субъекты.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица, имеющие подключение к сети кабельного телевидения и/или к IPTV.

В рассматриваемых продуктовых и географических границах товарного рынка расчет его общего объема за 2014 г., I полугодие 2015 г. и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлялся на основании количества абонентов кабельного телевидения и IPTV, а также на основании объема предоставленных услуг в стоимостном выражении.

По результатам исследования было выявлено, что доля OOO «ТОМТЕЛ» на рынке услуг связи для целей кабельного вещания (в том числе услуги IPTV) за период 2014 г. – I полугодие 2015 г. составила менее 35 процентов.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. № 896, и с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, ООО «ТОМТЕЛ» было исключено из Реестра хозяйствующих субъектов по позиции «Услуги по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения» в географических границах г. Томска с долей >50%.