УФАС завершило анализ рынка мяса говядины

В феврале 2017 г. антимонопольный орган завершил анализ состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за период 2013 - 9 месяцев 2016 гг.

Исследование охватило более 60 хозяйствующих субъектов.

Некоторые выводы исследования:

  1. 1. Взаимозаменяемость - различные виды мяса (свинина, говядина, баранина и т.д.), как и субпродукт, не могут быть взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) в виду различий качественных характеристик, функциональном назначении, применении и стоимости.

Для выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к говядине, управлением проведен опрос потребителей (перекупщиков, переработчиков) с целью выявления фактической замены потребителем или готовности заменить один товар другим, учитывая его качественные характеристики (тест гипотетического монополиста).

Результаты теста гипотетического монополиста показали, что по отношению к мясу говядины отсутствуют взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) виды товаров (88% опрошенных). Потребители в исследуемом периоде не заменяли и не готовы заменять говядину каким-либо другим видом мяса.

При этом мясо свинины или птицы реализуется по более низкой цене, что может говорить о том, что потребители могут взамен на говядину приобретать и другое, более дешевое мясо. Мотивация потребителя: мясо говядины содержит все необходимые человеческому организму аминокислоты; в химический состав мяса говядины входит большое количество белка, жиров, воды; говядины осуществляет нейтрализацию соляной кислоты, пищеварительных ферментов и других раздражителей, которые содержатся в желудочном соке, способствуя тем самым нормализации кислотности в желудке и кишечнике, говядина незаменима при анемии, в говядине много минеральных веществ, в первую очередь – цинка и железа, много витаминов особенно группы В, а также Е, Н и РР.

  1. 2. Условия обращения товара - для выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения говядины, использовался опрос потребителей – оптовых покупателей (в том числе, крупных торговых сетей) мяса говядины на территории Томской области.

Выявлено, что 46,2% опрошенных осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных за пределами Томской области. Остальные 53,8 % опрошенных - у поставщиков (производителей) Томской области.

Торговыми сетями закупали более 10% всей приобретенной говядины за пределами ТО. Вывоз же говядины за пределы Томской области не превышает 10% от общего объема реализованной говядины.

  1. 3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Выявлен 31 субъект-производитель мяса говядины на территории Томской области; три субъекта, осуществляющих оптовую закупку мяса говядины, а в последующем ее розничную реализацию (за исключением крупных торговых сетей). Также, одним из главных хозяйствующих субъектов, которые осуществляют закуп мяса говядины, а в последующем его переработку для нужд собственного потребления, является АО «Аграрная Группа МП».
  2. 4. Доли субъектов на рынке. В 2013 г. среди производителей говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО «АПК «Галкинская» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующем ее реализации наибольшую долю занял предприниматель из Северска.

  В 2014 г. и в 2015 г. среди производителей говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО «АПК «Галкинская». Среди закупщиков мяса и продавцов тот же предприниматель.

За 9 мес. 2016 г. среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующем ее реализации, наибольшую долю занял как и ранее предприниматель из Северска.

6.Объем рынка характеризуется данными таблицы:

 

2013

2014

2015

9 мес. 2016

Объем производства мяса говядины  в Томской области хозяйств

ющими субъектами (в тоннах)

                  1731,76

                  1575,712

                 2059,51

                1170,79

Объем реализованного мяса говядины в Томской области хозяйствующими субъектами (без учета переработки) в тоннах

 

                  1315,254

 

 

                    1296,79

 

                   1794,57

 

                   909,9

 

Объем реализованного мяса говядины  за пред

лы Томской области хозяйствующими субъектами

                    62,2

                      13

                     49,2

                   101,11

Доля ввозимого мяса говядины с других регионов на территорию Томской области за исследуемый период снизилась с 81% до 66%.

7. Объем потребления мяса. Мясо, производимое в Томской области, почти не вывозится в другие регионы, а реализуется на территории области.

Доля мяса, вывозимого из Томской области в другие регионы, незначительна, а именно:

– за 2013 г. вывезено 4% от общего объема производства в Новосибирскую область;

– за 2014 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область;

– за 2015 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область, 1% в Алтайский край;

– за 9 мес. 2016 г. вывезено 3% от общего объема производства в Новосибирскую область, 3% от общего объема производства в Алтайский край.

8. Уровень концентрации товарного рынка. Рынок производства и реализации мяса говядины является умеренно концентрированным, что обусловлено наличием четырех относительно крупных хозяйствующих субъектов и большого количества субъектов с низкой рыночной долей.

9. Барьеры входа на товарный рынок. Значительные первоначальные капитальные вложения и наличие экономически оправданного минимального производства являются главными барьерами входа на рынок. При этом 81% опрошенных респондентов указал, что данные барьеры входа на рынок являются преодолимыми.

10. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Данный рынок характеризуется слаборазвитой конкуренцией, поскольку имеет умеренным уровень концентрации и сложившиеся преодолимые барьеры входа на рынок.

Больше половины (53,8%) респондентов осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных в пределах области. Остальные закупали у поставщиков, Кемеровской (г. Новокузнецк), Новосибирской, Воронежской, Московской, Омской, Самарской (г. Тольятти), Липецкой областей, Алтайского края, Ханты-Мансийского АО, Санкт-Петербурга, Пермского края, (г. Чайковский), Нидерландов (г. Амстердам), а также Италии.

        Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, не установлено.

11. Проблемы рынка. По мнению опрошенных респондентов рынка производства и реализации мяса говядины, у хозяйствующих субъектов-производителей мяса говядины на территории Томской области существуют следующие проблемы:

         низкие цены реализации (22,5%);

         недостаточное материально-техническое развитие (9,6%);

         высокие финансовые затраты, например, закупка кормов, заработная плата рабочему персоналу, капитальное строительство и/или реконструкция помещений и т. д. (27,4%);

         ветеринарно-санитарные мероприятия (16,1%);

         недостаточный уровень государственной поддержки (24,1%).

 

        Для повышения конкурентоспособности томской продукции необходимо создать следующие условия субъектам-производителям мяса говядины:

         финансовая поддержка государства (например, установить особые условия кредитования, развить инфраструктуры сбыта, снизить налоги, установить цену на электроэнергию по цене физических лиц, осуществлять субсидирование технического оснащения и другие формы субсидий);

         создать условия для реализации мяса на Ярмарках «Выходного дня»;

         централизованный закуп продукции по рыночной цене.