УФАС завершило анализ рынка мяса говядины
В феврале 2017 г. антимонопольный орган завершил анализ состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за период 2013 - 9 месяцев 2016 гг.
Исследование охватило более 60 хозяйствующих субъектов.
Некоторые выводы исследования:
- 1. Взаимозаменяемость - различные виды мяса (свинина, говядина, баранина и т.д.), как и субпродукт, не могут быть взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) в виду различий качественных характеристик, функциональном назначении, применении и стоимости.
Для выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к говядине, управлением проведен опрос потребителей (перекупщиков, переработчиков) с целью выявления фактической замены потребителем или готовности заменить один товар другим, учитывая его качественные характеристики (тест гипотетического монополиста).
Результаты теста гипотетического монополиста показали, что по отношению к мясу говядины отсутствуют взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) виды товаров (88% опрошенных). Потребители в исследуемом периоде не заменяли и не готовы заменять говядину каким-либо другим видом мяса.
При этом мясо свинины или птицы реализуется по более низкой цене, что может говорить о том, что потребители могут взамен на говядину приобретать и другое, более дешевое мясо. Мотивация потребителя: мясо говядины содержит все необходимые человеческому организму аминокислоты; в химический состав мяса говядины входит большое количество белка, жиров, воды; говядины осуществляет нейтрализацию соляной кислоты, пищеварительных ферментов и других раздражителей, которые содержатся в желудочном соке, способствуя тем самым нормализации кислотности в желудке и кишечнике, говядина незаменима при анемии, в говядине много минеральных веществ, в первую очередь – цинка и железа, много витаминов особенно группы В, а также Е, Н и РР.
- 2. Условия обращения товара - для выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения говядины, использовался опрос потребителей – оптовых покупателей (в том числе, крупных торговых сетей) мяса говядины на территории Томской области.
Выявлено, что 46,2% опрошенных осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных за пределами Томской области. Остальные 53,8 % опрошенных - у поставщиков (производителей) Томской области.
Торговыми сетями закупали более 10% всей приобретенной говядины за пределами ТО. Вывоз же говядины за пределы Томской области не превышает 10% от общего объема реализованной говядины.
- 3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Выявлен 31 субъект-производитель мяса говядины на территории Томской области; три субъекта, осуществляющих оптовую закупку мяса говядины, а в последующем ее розничную реализацию (за исключением крупных торговых сетей). Также, одним из главных хозяйствующих субъектов, которые осуществляют закуп мяса говядины, а в последующем его переработку для нужд собственного потребления, является АО «Аграрная Группа МП».
- 4. Доли субъектов на рынке. В 2013 г. среди производителей говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО «АПК «Галкинская» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующем ее реализации наибольшую долю занял предприниматель из Северска.
В 2014 г. и в 2015 г. среди производителей говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО «АПК «Галкинская». Среди закупщиков мяса и продавцов тот же предприниматель.
За 9 мес. 2016 г. среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующем ее реализации, наибольшую долю занял как и ранее предприниматель из Северска.
6.Объем рынка характеризуется данными таблицы:
| 2013 | 2014 | 2015 | 9 мес. 2016 |
Объем производства мяса говядины в Томской области хозяйств ющими субъектами (в тоннах) | 1731,76 | 1575,712 | 2059,51 | 1170,79 |
Объем реализованного мяса говядины в Томской области хозяйствующими субъектами (без учета переработки) в тоннах |
1315,254
|
1296,79
| 1794,57 |
909,9
|
Объем реализованного мяса говядины за пред лы Томской области хозяйствующими субъектами | 62,2 | 13 | 49,2 | 101,11 |
Доля ввозимого мяса говядины с других регионов на территорию Томской области за исследуемый период снизилась с 81% до 66%.
7. Объем потребления мяса. Мясо, производимое в Томской области, почти не вывозится в другие регионы, а реализуется на территории области.
Доля мяса, вывозимого из Томской области в другие регионы, незначительна, а именно:
– за 2013 г. вывезено 4% от общего объема производства в Новосибирскую область;
– за 2014 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область;
– за 2015 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область, 1% в Алтайский край;
– за 9 мес. 2016 г. вывезено 3% от общего объема производства в Новосибирскую область, 3% от общего объема производства в Алтайский край.
8. Уровень концентрации товарного рынка. Рынок производства и реализации мяса говядины является умеренно концентрированным, что обусловлено наличием четырех относительно крупных хозяйствующих субъектов и большого количества субъектов с низкой рыночной долей.
9. Барьеры входа на товарный рынок. Значительные первоначальные капитальные вложения и наличие экономически оправданного минимального производства являются главными барьерами входа на рынок. При этом 81% опрошенных респондентов указал, что данные барьеры входа на рынок являются преодолимыми.
10. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Данный рынок характеризуется слаборазвитой конкуренцией, поскольку имеет умеренным уровень концентрации и сложившиеся преодолимые барьеры входа на рынок.
Больше половины (53,8%) респондентов осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных в пределах области. Остальные закупали у поставщиков, Кемеровской (г. Новокузнецк), Новосибирской, Воронежской, Московской, Омской, Самарской (г. Тольятти), Липецкой областей, Алтайского края, Ханты-Мансийского АО, Санкт-Петербурга, Пермского края, (г. Чайковский), Нидерландов (г. Амстердам), а также Италии.
Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, не установлено.
11. Проблемы рынка. По мнению опрошенных респондентов рынка производства и реализации мяса говядины, у хозяйствующих субъектов-производителей мяса говядины на территории Томской области существуют следующие проблемы:
низкие цены реализации (22,5%);
недостаточное материально-техническое развитие (9,6%);
высокие финансовые затраты, например, закупка кормов, заработная плата рабочему персоналу, капитальное строительство и/или реконструкция помещений и т. д. (27,4%);
ветеринарно-санитарные мероприятия (16,1%);
недостаточный уровень государственной поддержки (24,1%).
Для повышения конкурентоспособности томской продукции необходимо создать следующие условия субъектам-производителям мяса говядины:
финансовая поддержка государства (например, установить особые условия кредитования, развить инфраструктуры сбыта, снизить налоги, установить цену на электроэнергию по цене физических лиц, осуществлять субсидирование технического оснащения и другие формы субсидий);
создать условия для реализации мяса на Ярмарках «Выходного дня»;
централизованный закуп продукции по рыночной цене.