Обобщенные ответы Томского УФАС России на вопросы Вторых публичных обсуждений

1.Вопрос Александры Викторовны М.: подскажите, каковы последствия несоблюдения запрета на увеличение торговых площадей, если доля торговой сети уже превышает 25 процентов?

Ответ: Уважаемая Александра Викторовна!

На Ваше обращение в Томское УФАС России (вх. № 6228 от 28.09.2017), касающееся последствий несоблюдения торговой сетью запрета на увеличение торговых площадей при доле свыше 25 процентов от всех реализованных продовольственных товаров, Управление поясняет следующее.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о регулирования торговой деятельности) определяет последствия несоблюдения установленного в части 1 данной статьи ограничения приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов: соответствующая сделка, совершенная с нарушением таких требований, ничтожна.

Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

На основании п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, при превышении хозяйствующим субъектом,  осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, доли в размере 25 процентов все его последующие сделки по приобретению или аренде в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительной площади торговых объектов являются ничтожными и судом могут быть признаны недействительными и применены последствия недействительности в виде обязания возврата полученного по сделке.

2.Вопрос, поступивший по электронной почте управления без указания ФИО: мой участок находится на территории садоводческого товарищества (СНТ), при каких условиях, и в каких случаях, необходимо заключать договор использования инфраструктуры с дачными кооперативами (СНТ) при заключении договора о технологическом присоединении земельного участка – сетевой организацией?

Ответ: на Ваше обращение  Управление поясняет следующее.

Порядок заключения и выполнения договора о технологическом присоединении регулируется Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила № 861).

В соответствии с п. 8(5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998№N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

 

3.Вопрос Алексея Олеговича С.: в письме № РП/27902/17 от 25 апреля 2017 года Федеральной Антимонопольной службы  говорится, что для закупок у единственного поставщика (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ) установлены ограничения: по сумме контракта; по годовому объему таких закупок. Иных ограничений, в том числе, по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг, Закон № 44-ФЗ не предусматривает.  Однако в настоящее время существует практика, согласно которой заказчиков, заключающих контракты по пункту 4 (пункту 5 при наличии оснований) части 1 статьи 93 44-ФЗ при закупки одних и тех же товаров у одного поставщика рискуют оказаться нарушителями пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции   устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Один из примеров - http://penza.fas.gov.ru/news/14188

Данный вопрос вызван тем, что если в крупных населенных пунктах провести конкурентную процедуру особого труда не составляет, то в населенных пунктах с малоразвитой инфраструктурой и большой удаленностью от города, провести, к примеру, аукцион на товары, услуги на 150-200 тысяч рублей -  это реальная проблема. Ведь, если есть предприниматель, который готов поставить товар или выполнить работу, то он уж точно не готов получать электронную подпись, вносить обеспечение. Проведение запроса котировок в данных населенных пунктах проблематично, так как в реальной величине десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика это порой 200 000-300 000 рублей, то есть если можно провести до всего 2-3  подобные закупки и то проведение запроса котировок в данной ситуации проблематично - не каждый предприниматель согласится подавать заявку и ждать.

Таким образом, вопрос звучит так: как согласуется приведенный пример из практики с  письмом ФАС России № РП/27902/17 от «25» апреля 2017 года и можно ли всё-таки заказчикам дробить закупки?

 

 

Ответ: Уважаемый Алексей Олегович!

На Ваше обращение, поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (вх. № 6192 от 26.09.17), касающееся, дробления закупок, Управление поясняет следующее.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает исчерпывающий перечень, в каких случаях Заказчик может закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа (п. 4 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

В Вашем вопросе имеется ссылка на письмо ФАС России № РП/27902/17 от 25.04.2017, в котором дан ответ о заключения контрактов на основе п. 4 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Однако, в письме ФАС России  от  25.04.2017 № РП/27902/17 не говорится о дроблении закупок заказчиками.

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В тоже время, заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своих результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.

Согласно части 13 статьи 22 Закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, контракты (договоры) не должны образовывать одну, искусственно раздробленную и оформленную несколькими Договорами сделку, дробление единой закупки на группу идентичных, сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного законом ограничения, может свидетельствовать о намерении сторон уйти от соблюдения конкурентных процедур.

 

4.Вопрос Николая Ивановича Г.: прошу Вас разъяснить, каким образом может быть подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства и в какой срок оно рассматривается Управлением?

 

Ответ: Уважаемый Николай Иванович!

На Ваше обращение, поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (вх. № 6213 от 27.09.17), Управление поясняет следующее.

Федеральным законом от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ч. 1 ст. 44 и приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее - Регламент) определены требования к обращениям, направляемым в антимонопольный орган.

Согласно п. 3.6 Регламента заявление должно содержать следующие сведения:

- сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения;

- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

- описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

- существо требований, с которыми заявитель обращается;

- перечень прилагаемых документов.

Пунктом 3.8 Регламента предусмотрено, что в случае невозможности представления документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

В соответствии с п. 3.9 Регламента документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).

Кроме того, исходя из п. 3.7 и п.3.9 Регламента, на заявлении и прилагаемых к нему копиях документов в случае их предоставления на бумажном носителе должна стоять личная подпись заявителя - физического лица или уполномоченного им представителя, в случае подачи заявления в виде электронного документа - электронная подпись заявителя или его представителя.

Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя (ч. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции).

Руководствуясь ч. 5 ст. 44 Закона о защите конкуренции при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган:

1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции;

2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

 

5. Вопрос Василия Владимировича П.: поясните, что грозит торговой сети, если она не разместила предусмотренную статьей 9 Закона о торговле информацию на своем сайте или у нее вообще отсутствует свой сайт?

 

Ответ: Уважаемый Василий Владимирович!

На Ваше обращение в Томское УФАС России (вх. № 6227 от 28.09.2017), касающееся последствий нарушения ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Управление поясняет следующее.

За нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о регулирования торговой деятельности) предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ. При установлении антимонопольным органом нарушений запрета, поименованных в ч. 1 ст. 9 Закона о регулирования торговой деятельности, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ нарушение ч. 1 ст. 9 Закон о регулирования торговой деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

6.Вопрос Николая Ивановича Г.: Прошу Вас разъяснить, каким образом может быть подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства и в какой срок оно рассматривается Управлением?

 

Ответ: Уважаемый Николай Иванович!

В ответ на Ваше обращение (вх. №6213 от 27.09.2017 г.) о разъяснении порядка подачи заявлений о нарушении антимонопольного законодательства и сроке их рассмотрения, Томское УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заявление в антимонопольный орган подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Руководствуясь частями 4 и 5 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган:

1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции;

2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

 

7.Вопрос Ирины Викторовны М.: нужно ли устанавливать тарифы (регулировать цены) на государственные ветеринарные услуги, в том числе ОГБУ «Томское объединение ветеринарии», с учетом того, что это единственный поставщик ветеринарных услуг в Томской области, а также с учетом того, что цены в других регионах ниже, что влияет на состояние конкуренции томского продукта на рынках других регионов.

 

Ответ: Уважаемая Ирина Викторовны!

Томское УФАС России направляет Вам ответы на вопросы, заданные Вами в анкете, заполненной в ходе вторых публичных обсуждений правоприменительной практики Томского УФАС России в 3 квартале 2017 года, проходивших 28.09.2017.

В настоящее время действующее законодательство не предполагает государственное регулирование (установление размера тарифов) таких услуг. Однако, учитывая, что по отдельным услугам ОГБУ «Томское объединение ветеринарии» может занимать доминирующее положение, соответственно возможно и злоупотребление данным доминирующем положением, просим Вас направить в наш адрес конкретную информацию о потенциальном нарушении антимонопольного законодательства со стороны данной организации для полного рассмотрения указанной Вами ситуации.

 

8.Вопрос о приведении в соответствие актов «Россельхознадзора» и «Роспотребнадзора» (по продукции) в части разграничения полномочий указанных органов.

 

Ответ: Уважаемая Ирина Викторовна!

Данный вопрос скорее всего не относится к компетенции Томского УФАС России, однако предлагаем Вам направить в наш адрес более конкретную информацию для ее дальнейшего анализа. Если такие акты ограничивают конкуренцию, то мы обратимся в ФАС России с инициативой по рассмотрению данного вопроса на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

9.Вопрос: Кто будет наказан, если установлено нарушение Закона «О торговой деятельности» в договоре, при условии, если договор навязан торговой сетью?

 

Ответ: Уважаемая Ирина Викторовна!

Наказание понесет хозяйствующий субъект, который будет признан комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства виновным в нарушении требований законодательства о торговле, не исключен вариант при котором обе стороны  могут быть признаны виновными.

 

10. Вопрос индивидуального предпринимателя Даниила Ивановича Д.:

Добрый день! Занимаюсь транспортировкой и хранением ГСМ. Могу ли я по собственной инициативе оказывать услуги по обеспечению заправки воздушных судов, находящихся на удаленных аэропортах Томской области авиационным топливом и хранением авиационного керосина без установления тарифа.

 

 

Ответ: Уважаемый Данил Иванович!

На Ваше обращение в Томское УФАС России, касающееся оказания услуг обеспечения и хранения авиационного топлива без установления тарифа, Управление сообщает следующее.

Услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива включены в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены на которые (тарифы, сборы) регулируются государством (постановление Правительства РФ от 23.04.2008 № 293).

Таким образом, для оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива Вам необходимо обратиться в регулирующий орган - ФАС России (по адресу 125993, г.Москва, Садовая Кудринская, д.11, Д-242, ГСП-3) для установления тарифа.

При оказании данных услуг без утвержденного надлежащим образом тарифа, Вами будут нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

11. Вопрос Людмилы Павловны И.: Добрый день! Хотелось бы получить ответ на вопрос о том, что допустимо и недопустимо в рекламе финансовых услуг, поскольку нет-нет да встретится реклама, в которой указаны только привлекательные условия получения кредитов или займов, а в реальности все выглядит не совсем так, как это было указано и обещано в рекламе. Подскажите, что в таком случае делать, каким образом антимонопольный орган пресекает распространение такой рекламы?

 

Ответ: Уважаемая Людмила Павловна!

На Ваше обращение, направленное в Томское УФАС России для рассмотрения, о требованиях, предъявляемых к рекламе финансовых услуг, Управление поясняет следующее.

Прежде всего, необходимо отметить, что специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены в статье 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Вместе с тем, реклама финансовых услуг должна отвечать и общим требованиям к рекламе, предъявляемым ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, а именно реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Кроме того, требования к рекламе финансовых услуг тесно связаны с требованиями ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом обязательным для рекламы финансовых услуг является и соблюдение требования п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, в соответствии с которым не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Частью 1 ст. 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Вместе с тем, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна (ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе):

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Довольно часто Томское УФАС России возбуждает дела о нарушении ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, в соответствии с которой в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, лица, допустившие нарушения Закона о рекламе, в том числе при размещении ненадлежащей рекламы финансовых услуг, подлежат административной ответственности в соответствии с ч.1 и ч.6 ст. 14.3 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает в качестве меры наказания наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Между тем, в связи с ужесточением мер наказания для кредитных организаций, нарушивших требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, предусмотрено административное наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей (ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ).

При выявлении признаков нарушения законодательства о рекламе гражданин вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением.

Обращаем Ваше внимание, что заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В заявлении должны содержаться, в частности, наименование и место нахождения заявителя, наименование рекламодателя/рекламопроизводителя, описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, требования заявителя.

За 2017 год Томским УФАС России возбуждено 12 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе при распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

 

12. Вопрос Анатолия: Добрый день! Хочу обратиться со следующим вопросом для рассмотрения на публичным слушаниях. Очень часто на телефон приходят смс с рекламой, однако никакого согласия на это я не давал. Что можно с этим сделать, чтобы несанкционированные сообщения больше не беспокоили абонента? Осуществляется ли антимонопольным управлением контроль за распространением подобной рекламы?

 

Ответ: Уважаемый Анатолий!

На Ваше обращение, направленное в Томское УФАС России для рассмотрения, о распространении смс-рекламы без предварительного согласия абонента, Управление поясняет следующее.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При этом необходимо учитывать, что согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Относительно рекламы, распространяемой без согласия абонента, подготовлено несколько разъяснений ФАС России, согласно которым для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласия абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем.

Необходимо отметить, что за нарушение статьи 18 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе). Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение данной нормы закона.

Кроме того, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Рекламораспространители, нарушившие ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несут административную ответственность в виде штрафа: граждане – от 2 000 до 2 500 руб.; должностные лица – от 4 000 до 20 000 руб.; юридические лица – от 100 000 руб. до 500 000 руб.

Для защиты своих прав и прекращения распространения нежелательной смс-рекламы потребитель вправе обратиться к оператору связи с требованием, выражающим его волеизъявление, об отказе от получения нежелательных рекламных сообщений.

Получение рекламных смс-сообщений при отсутствии согласия на распространение такого рода сообщений, а также после обращения к оператору связи с требованием о прекращении распространения рекламы служит поводом к обращению в антимонопольный орган.

 

13. Вопрос Евгения: Попрошу ответить на мой вопрос на заседании публичных слушаний. Очень волнует тема распространения рекламы, не отвечающей нормам морали, будь то полураздетые женщины в рекламе ночных клубов, размещенной вне таких заведений, или же образ солдата, защитника Отечества, используемый в рекламе отсрочки от армии. Считаю это совершенно недопустимым! Подскажите, какие принимаются меры по пресечению размещения такой рекламы? И вообще существуют ли какие-то меры наказания при распространении оскорбительной и вульгарной рекламы?

 

Ответ: Уважаемый Евгений!

На Ваше обращение, направленное в Томское УФАС России для рассмотрения, о распространении оскорбительной и вульгарной рекламы, Управление поясняет следующее.

Понятия «вульгарной» или «оскорбительной» рекламы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) не определены.

Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Таким образом, отнесение используемых в рекламе изображений, слов и иных образов к оскорбительным и непристойным носит субъективно-оценочный характер.

На заседаниях Экспертных советов при территориальных органах ФАС России может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно именно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Для оценки содержания, в частности, указанного вида рекламы при Томском УФАС России в 2006 году создан Экспертный совет по рекламе.

Основными задачами Экспертного совета являются:

– экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;

– оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации

– экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;

– разработка рекомендаций по совершенствованию государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства;

– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;

– подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;

– подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 несет рекламодатель. Лицо, нарушившее указанные требования, подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагающей в качестве меры наказания наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Для оценки содержания рекламы, носящей субъективный характер, Томским УФАС России в 2006 году создан  Экспертный Совет по рекламе,  на заседаниях которого регулярно рассматривается реклама с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

За период с 2014 по 2017 гг. Томским УФАС России проведено 14 заседаний Экспертного Совета, 30 рекламных материалов рассмотрено на предмет содержания оскорбительных и непристойных образов. Только за 2017 год на 4 заседаниях Совета рассмотрено 12 рекламных материалов с признаками нарушения  ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

14. Вопрос Акуловой М.В.: существуют ли специальные сроки оплаты за выполненную работу, если закупка проводится для СМП и СОНО?

 

Ответ: Уважаемая госпожа Акулова!

На Ваше обращение, поступившее в процессе подготовки и проведения общественных обсуждений деятельности Томского УФАС России, доводим до Вашего сведения позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) по вопросам, содержащимся в Вашем обращении от 26.09.2017 (вх.№6189), направленном в Томское УФАС России посредством функционала обратной связи Официального сайта Томского УФАС России, применяемую в рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.

Вопрос: существуют ли специальные сроки оплаты за выполненную работу, если закупка проводится для СМП и СОНО.

 Ответ: специальные сроки оплаты за выполненную работу, если закупка проводится для Субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлены ст.30 закона 44-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.30 закона 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Частью 8 ст.30 Закона 44-ФЗ установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Часть 8 ст.30 Закона 44-ФЗ введена Федеральным законом от 04.06.2014 №140-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 №83-ФЗ, редакция вступила в силу с 01.05.2017).

Одновременно обращаем внимание на то, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае наделения данного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией, издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённым Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 (зарегистрированным в Минюсте России 24.08.2015 №38653), Томское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

 

15. Вопрос Крупиной Ю.С.: обязан ли заказчик размещать на сайте www.zakupki.gov.ru проектно-сметную документацию при ее наличии?

 

Ответ: Уважаемая госпожа Крупина!

На Ваше обращение, поступившее в процессе подготовки и проведения общественных обсуждений деятельности Томского УФАС России , доводим до Вашего сведения позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) по вопросам, содержащимся в Вашем обращении от 26.09.2017 (вх.№6188), направленном в Томское УФАС России посредством функционала обратной связи Официального сайта Томского УФАС России, применяемую в рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.

При проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Законом о закупках проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru)  .

В соответствии со ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87.

Согласно ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

На основании вышеизложенного, при проведении закупки на выполнение строительных работ в соответствии с Законом 44-ФЗ отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ  и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

16. Вопрос Крупиной Ю.С.: Правомерно ли установление заказчиком в аукционной документации характеристик товара, которые выходят за пределы, установленные ГОСТом?

 

Ответ: Уважаемая госпожа Крупина!

На Ваше обращение, поступившее в процессе подготовки и проведения общественных обсуждений деятельности Томского УФАС России, доводим до Вашего сведения позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) по вопросам, содержащимся в Вашем обращении от 26.09.2017 (вх.№6188), направленном в Томское УФАС России посредством функционала обратной связи Официального сайта Томского УФАС России, применяемую в рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Одновременно обращаем внимание на то, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае наделения данного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией, издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённым Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 (зарегистрированным в Минюсте России 24.08.2015 №38653), Томское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

 

17. Маркушенко А.В.: возможно ли начисление неустойки подрядчику за просрочку сдачи не оцененного отдельного этапа контракта, который выделен в календарном плане, но не выделен в Спецификации, из расчета всей стоимости договора ?                

 

Ответ: Уважаемый Андрей Владимирович!

По поступившему в процессе проведения общественных обсуждений деятельности Томского УФАС России от Вас обращению (вх.№6243 от 28.09.2017) о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) по вопросу возможности  начисления неустойки подрядчику за просрочку  сдачи не оцененного отдельного этапа контракта, который выделен в календарном плане, но не выделен в Спецификации, из расчета всей стоимости договора, сообщаем, что сведений, указанных Вами в обращении, недостаточно для подготовки ответа по существу Вашего вопроса.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п.4 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ  контроль за применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

18. Вопрос  Андрея Викторовича К.: можно ли определить грань между нарушениями Закона №44-ФЗ и Закона №135-ФЗ при проведении публичных процедур закупок.

 

Ответ: Уважаемый Андрей Викторович!

Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, лежит на поверхности как в Законе 44ФЗ «О контрактной системе», так и в Законе 135 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку законодательство о закупках не противоречит и следует принципам конкурентного законодательства и является частью конкурентной политики государства.

Так в статье 8,  44 ФЗ «Принцип обеспечения конкуренции» говорится о том, что  «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.» и «Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок».

А в различных нормах Закона 135  ФЗ «О защите конкуренции» описано, в каких случаях и как должен работать этот «принцип обеспечения конкуренции» и чего нельзя делать хозяйствующим субъектам, государственно – муниципальным заказчикам при проведении торгов. Об этом, в частности, говорится в статьях 11, 15, 16, 17 Закона 135 ФЗ.

При поступлении заявления от участников закупок и иных лиц рассматривается весь спектр описываемых  событий в конкретной закупке и принимается решение как по процедурам соответствия участников торгов требованиям Закона 44 Ф, в том числе и документации, так и, при наличии таких признаков, требованиям 135 ФЗ. Процедуры рассмотрения жалоб контрольным органом по 44 ФЗ и 135 ФЗ различны, комиссии, которые рассматривают нарушения также разные, сроки рассмотрения жалоб (заявлений) различны, даже требования к самой жалобе различны, однако, это не может помешать рассмотреть по отдельности все значимые юридические факты, указанные как в заявлении, так и выявленные при проведении внеплановых проверок закупок, указанных в заявлении и дать им правовую оценку.

То есть комиссия, рассматривающая заявление по нарушению требований 44 ФЗ, установив признаки нарушения антимонопольного законодательства, принимает решение в рамках своей компетенции и передает все материалы другому специализированному подразделению УФАС России  для дачи правовой оценки установленных признаков уже в рамках 135 ФЗ.

Так, в частности, территориальным органом выявляются как сговоры участников торгов (ст. 11, Закона 135 ФЗ), сговоры участников торгов с заказчиком (ст.16, Закона 135 ФЗ), укрупнение лотов, скрытые преференции конкретным участникам (ст. 15, 17, 135 ФЗ).

Ответ на данный вопрос можно рассматривать только как частное мнение, потому что территориальный орган ФАС России не наделен полномочиями по комментированию законодательства РФ. Вместе с тем, все решения, которые принимает территориальный орган по проверке заявлений в рамках своих полномочий, имеющие спорную основу, могут проходить как судебную и прокурорскую проверку, так и проверку ФАС России в рамках апелляционной процедуры.

 

19. Вопрос  Надежды Владимировны С.: не вопрос, а пожелание – семинар по 44-ФЗ (типичные нарушения, жалобы, судебная практика и тому подобное).

 

Ответ: Уважаемая Надежда Владимировна!

Благодарим за Ваше пожелание. Обсуждение типичных нарушений, доводов жалоб, судебной практики по вопросам применения Закона №44-ФЗ «О контрактной системе», с учетом Вашего пожелания, будет регулярно – не реже одного раза в квартал - проводится в рамках публичных обсуждений деятельности Томского УФАС России.

Одновременно доводим до Вашего сведения, что при Томском УФАС России действует Общественный совет по вопросам контрактной системы в сфере закупок и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в работе которого также обсуждаются указанные Вами вопросы. Информацию о назначении даты заседания Совета, а также публичных обсуждений необходимо отслеживать на сайте Томского УФАС России в разделах Общественные советы, Публичные обсуждения и новостной ленте.