Что такое «антимонопольный комплаенс» и с чем его едят!

22 ноября 2017 г. в Томскому УФАС России пройдет очередное заседание общественно-консультативного совета. В рамках совета УФАС предлагает представителям томского бизнес сообщества обсудить   необходимость для бизнеса такой «подушки безопасности» как антимонопольный комплаенс, позволяющий снизить административную нагрузку.

Что такое комплаенс и так ли он необходим предпринимателю?

Развитие антимонопольного законодательства и практика его применения в последние годы ознаменовано определенными тенденциями: введением оборотных  штрафов и уголовной ответственности за антиконкурентное поведение. Такие тенденции в целом должны мотивировать компании к тому, чтобы предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в отношении непреднамеренных нарушений. Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса как системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

 Целью внедрения антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения риска произвола исполнителя (должностного лица) и, как следствие, риска применения антимонопольных санкций к юридическому лицу.

  Комплаенс представляет собой, как правило, корпоративную программу (политику) по соблюдению антимонопольного законодательства и может следующие элементы:

- публичная или непубличная политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства (как правило, оформляется в виде руководства или разъяснений для сотрудников компании о возможных рисках и последствиях для компании и (или) ее сотрудников в результате нарушений законодательства);

- торгово-сбытовая политика компании, предусматривающая недискриминационные условия и критерии отбора контрагентов для заключения договоров (маркетинговая политика);

 - программы и планы-графики по антимонопольному тренингу сотрудников (включая аттестацию ключевых сотрудников);

 - документы с установлением дисциплинарных и иных санкций за нарушение сотрудниками внутренних порядков и процедур (за поведение, связанное с повышенным риском антимонопольных нарушений или фактические нарушения);

 - внутренние порядки и процедуры принятия решения в случаях повышенного риска нарушения антимонопольного законодательства;

- введение в компании ответственного сотрудника за антимонопольный комплаенс;

- процедуры мониторинга и аудита соблюдения внутрикорпоративных процедур и др.