• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

УФАС: федеральное имущество, отданное в аренду без торгов, нужно вернуть

18 декабря 2017 года Томское УФАС России предписало Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Кемеровской и Томской областях принять меры к возвращению в казну недвижимого имущества, переданного ранее в аренду ООО «Тайм» для организации ресторана «Вечный зов» и офиса.

Из обстоятельств дела: поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы, направленные прокуратурой Кемеровской области, из которых следовало, что между ТУ Росимущества по Томской области и ООО «Тайм» 9 марта 2006 г. заключен договор о передаче в аренду  имущества, находящегося в казне РФ и являющегося объектом культурного наследия, а именно: нежилых помещений площадью 349,4 кв. м. на первом этаже и помещения площадью 50,9 кв. м. на втором этаже в здании памятнике истории и культуры по адресу: ул. Советская, 47, г. Томск. Данный договор являлся бессрочным. Вместе с тем, дополнительным соглашением 31 декабря 2014 г. №03 к договору  предусмотрено продление срока действия договора по 31 декабря 2024 г.

Антимонопольный орган, рассмотрев дело, установил, что в период между заключением договора в 2006 г. и доп.соглашения №03 к нему между сторонами заключались иные дополнительные соглашения к договору.

Согласно доп.соглашению №01 от 1 апреля 2009 г., Росимущество предоставило в аренду ООО «Тайм» дополнительно помещения площадью 31,9 кв.м. (антресоль), площадью 322,6 кв.м. в цокольном этаже и помещения на первом этаже площадью 46,3 кв.м. Доп.соглашением №2 от 31 декабря 2009 г. срок действия первоначального договора продлен по 31 декабря 2014 г. Доп.соглашением от 31 декабря 2009 г. перечень помещений, переданных в аренду ООО «Тайм», вновь изменен, изъято помещение №62, в аренду дополнительно переданы помещения №74, 75,  в цокольном этаже здания.

Особенности порядка заключения таких договоров установлены ст.17.1 Закона №135-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ. В соответствии со ст.17.1 Закона №135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, не закрепленного на праве хоз.ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Заключение доп.соглашения в силу ГК РФ и позиции Высшего арбитражного суда является самостоятельным договором. С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона №135-ФЗ заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение доп.соглашений, увеличивающих срок действия таких договоров, нарушает ст.17.1 Закона №135-ФЗ.

Согласно положениям ч.4 ст.53 Закона №135-ФЗ (в редакции до 01.07.2013 г., действующей на момент заключения 31.12.2014 г. доп.соглашения №03) до 1 июля 2015 г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды федерального имущества,  заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 г.

Из материалов дела следует, что ООО «Тайм» является микропредприятием и, следовательно, на него распространяется преференция, закрепленная в ч.4 ст.53 Закона №135-ФЗ (в редакции до 01.07.2013 г.). Указанной преференцией ООО «Тайм» воспользовалось при заключении доп.соглашения №2 от 31 декабря 2009 г., которым срок действия договора продлен по 31 декабря 2014 г.

ООО «Тайм» реализовало свое право на перезаключение договора аренды на новый срок до 31.12.2014 г. без торгов, тем самым реализовав преимущества, установленные ст.53 Закона №135-ФЗ.  При этом оснований для неоднократного перезаключения таких договоров в обход конкурентных процедур, законодательством не предусмотрено.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2014 №144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч.4 ст.53 Закона №53-ФЗ утратила силу 01.07.2013 г., льготный порядок продления сроков действия договоров аренды гос.имущества сохранился для субъектов малого и среднего предпринимательства лишь на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Таким образом, на 31 декабря 2014 г.  продление договора аренды гос.имущества с ООО «Тайм» на новый срок было возможно только по результатам торгов. В результате нарушений Закона №135-ФЗ Росимущество предоставило конкурентные преимущества ООО «Тайм» путем представления во временное владение и пользование государственного имущества без проведения публичной процедуры торгов, чем ограничила конкуренцию.

Томское УФАС России предписало Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Кемеровской и Томской областях (правопреемнику Управления Росимущества по ТО) до 1 марта 2018 года  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно принять меры к возврату имущества в казну Российской Федерации.

Административная ответственность за описанное нарушение не предусмотрена.