Арбитражный суд удовлетворил иск о понуждении АО «Томскавтотранс» к исполнению предписания Томского УФАС России

12 марта 2018 года Арбитражный суд Томской области  вынес решение по иску антимонопольного органа, рассмотрение которого в суде первой инстанции длилось более года.

         Томское УФАС России         обратилось в суд с заявлением к Акционерному обществу «Томскавтотранс», в соответствии с которым просило обязать ответчика исполнить решение и предписание антимонопольного органа от  7 сентября 2015 года и в целях прекращения нарушений ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» обязать АО «Томскавтотранс» направить перевозчикам проект изменений в действующие договоры на оказание услуг автовокзала об исключении стоимости услуг автовокзала в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на

перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщений и о внесении экономически обоснованной стоимости (цены) каждой услуги автовокзала в отдельности с учетом фактических затрат.

         УФАС в иске указало, что установление цены (тарифа) за весь комплекс услуг, определенных договорами, заключенными между перевозчиками и автовокзалом, без определения цены по каждой услуге отдельно, недопустимо, ущемляет права и законные интересы перевозчика.

         Антимонопольным органом вынесено решение по делу, которым ОАО «Томскавтотранс» признано нарушившим пп.6, 8 ч.1 ст. 10 ФЗ  «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий и установления различных цен (тарифов) на одни и те же услуги при осуществлении деятельности по оказанию услуг автовокзалов на территории г. Томска, путем установления стоимости услуг автовокзала по договорам с Перевозчиками в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа. На основании данного решения выдано предписание.

         Решение и предписание оспорены обществом в судебном порядке и оставлены без изменения тремя инстанциями арбитражного суда. Несмотря на позицию судом предприятие не торопилось исполнять решение и предписание УФАС, в связи с чем постановлением Томского УФАС России от 14.10.2016 ОАО «Томскавтотранс» привлечено к административной ответственности по ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания. Штраф составил 150 тысяч рублей. Постановление также было обжаловано в суд и признано законным. Нарушителю был установлен новый срок исполнения предписания, к сожалению, вновь проигнорированный юридическим лицом.

         В связи с неисполнением решения и предписания, Томское УФАС России обратилось в арбитражный суд.

         Судом отмечено, что перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, следовательно, стоимость проезда увеличивается пропорционально дальности следования по маршруту, соответственно, увеличивается сумма выручки от реализации одинакового количества билетов, и как следствие увеличивается сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала, что свидетельствует о дискриминационном принципе формирования цены.

         При этом, принцип исчисления оплаты услуг Автовокзалов, построенный на процентном отношении к стоимости проданных билетов Перевозчика, фактически не учитывает количество полученных услуг тем или иным перевозчиком от Автовокзала. Таким образом, такой метод ценообразования ставит в неравные условия тех Перевозчиков, которые при прочих равных условиях получения услуг автовокзала, имеют большую стоимость цены билетов в результате объективной необходимости (длины маршрута), по сравнению с теми Перевозчиками, у которых стоимость билетов дешевле (так как их маршрут короче), но при этом и те и другие Перевозчики получают одинаковые услуги автовокзала.

         При установленных обстоятельствах, по мнению суда, антимонопольный орган правомерно реализовал свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о понуждении ОАО «Томскавтотранс» к исполнению решения и предписания.

         Отметим, что такой способ понуждения нарушителя антимонопольного законодательства как иск о понуждении к исполнению решения и предписания является прецедентным для страны.