«Самая интимная съемка», «скидка за красивые глаза», «кредит одобрен!». Что ещё обсудили эксперты по рекламе в Томском УФАС?

20 августа 2019 года в Томском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по рекламе, действующего при управлении.

На заседании Совета руководитель управления Владимир Шевченко осветил итоги работы управления за 7 месяцев 2019 года в части контроля за соблюдением законодательства о рекламе. В структуре нарушений преобладают дела по признакам нарушения статьи 7 Закона о рекламе (товары, реклама которых не допускается) - 11 дел. Из них - 3 - по рекламе услуг по написанию дипломов, 7 – реклама услуг, подлежащих лицензированию, при отсутствии лицензии.

Бурные обсуждения вызвала новостная статья «Томичи стали активнее оформлять кредитные бизнес-карты Сбербанка», размещенная на сайте «РИАТомск». В статье сообщается о количестве сибирских предпринимателей, оформивших кредитные бизнес-карты от Сбербанка, отмечается сложившаяся тенденция приобретения карт, указан льготный беспроцентный период, приводятся варианты оформления карты и дается прямая ссылка на сайт ПАО «Сбербанк», где можно подать заявку. По данному материалу в антимонопольное управление поступило заявление, где говорится, что статья носит рекламный характер, рекламируется финансовая услуга Сбербанка, однако вопреки требованиям Закона о рекламе полные условия рекламируемой услуги отсутствуют.

Члены совета в большинстве своём сошлись во мнении, что информация в таком виде, независимо от факта размещения в новостной ленте, является рекламой. «В статье использованы все классические рекламные приёмы», «Новостная статья выглядит как реклама. Будь-то информационная статья, она бы не содержала указания на конкретный банк, карты которого стали оформляться чаще, а основывалась на некой аналитике, сравнении кредитных продуктов нескольких финансовых организаций», - выразили мнение эксперты.

Эксперты также обсудили рекламу срочной помощи в получении кредита, которой пестрят маршрутки Томска. «Представляется, что фраза «кредит одобрен!» может являться недостоверной информацией», «Потребителю сложно вычленить адекватные сведения о предоставляемых услугах, реклама агрессивная, многообещающая, вся реклама в «звёздочках», очевидно требования Закона о рекламе не будут соблюдены», «реклама посредника в получении финансовых услуг, тогда почему не указаны партнеры – те финансовые организации, которые в действительности будут выдавать деньги под проценты, и на каких условиях».

Пристойность образов, используемых в рекламе салона красоты «Beauty Technology», также вызвала вопросы.  «Девушка в нижнем белье опирается на мужчину с голым торсом, фотоэпиляция, глубокое бикини и т.д., - и все это напротив сидений в общественном транспорте, предназначенных для пассажиров с детьми и инвалидами», - возмутились эксперты.

«Самая интимная съемка*», далее под * - «колоноскопия во сне», в сочетании с образами медработника, поднявшего вверх указательный палец, и спящей девушки. «Фраза вовсе неудачная для описания такой сложной и неприятной процедуры. Людей, столкнувшихся с колоноскопией, такая реклама может оскорбить», - прокомментировали рекламу эксперты.  

Мнения экспертов разделились при обсуждении рекламы салона обоев декорация - «Скидка за красивые глаза на обои*». Мелким, едва заметным шрифтом под * - «выбери обои под цвет глаз и получи скидку». Материал вынесен на обсуждение на основании поступившего заявления гражданина. Заявитель возмущен разницей в размере скидок в зависимости от цвета глаз. «На обои коричневого цвета магазин предоставляет скидку меньше, чем на голубые и зеленые – 10 %, вместо 15%. Усматриваю в акции, основанной на физиологических особенностях покупателя, с которыми покупатель ничего не может сделать - только родиться - дискриминацию по отношению к покупателям, не наделённым соответствующими характеристиками...», - пишет заявитель.

«Я сама была в этом салоне, и никто про скидку за красивые глаза даже не вспоминает. Считаю нарушением не слоган, а невозможность ознакомиться с условиями акции ввиду нечитабельного шрифта». Несколько экспертов убеждены, что подобный рекламный слоган является дискриминацией населения, не обладающего определенным цветом глаз. Более того, такая реклама может оскорбить представителей рас, национальностей с особенным разрезом, формой глаз, слепых или лишенных органов зрения людей.

Рассмотрена также реклама «ПризываНЕТ.ру», реклама медицинского центра «Мульти Клиник Томск» со слоганом - «успешно лечим всё, что помещается в … далее изображение верёвки с зарисовками развешанных на ней элементов нижнего белья».

Состав Экспертного совета по рекламе пополнили директор ООО «Май Вэй» и и.о. начальника отдела маркетинга и рекламы ООО «Томсккабель».

После заседания совета состоялся брифинг руководителя управления. Журналистов интересовали вопросы о наиболее типичных нарушениях законодательства о рекламе, о статистике возбуждаемых дел по различным признакам, об актуальной ситуации в рассмотрении ряда рекламных и антимонопольных дел.