Субсидия, предоставленная ООО «Экология-Новосибирск», является преференцией и подлежала согласованию с антимонопольным органом

11 августа 2022 г. Томское УФАС России предупредило Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и Администрацию Томской области о том, что в предоставлении региональными властями ООО «Экология-Новосибирск» субсидии в размере 28 миллионов рублей без согласования с антимонопольным органом содержатся признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Подробнее: 31.07.2020 г. Департамент и юридическое лицо заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора.

Основанием для соглашения послужил отказ ООО «САТП № 1412» от осуществления деятельности на территории зоны деятельности регоператора. В соответствии с законодательством при таких обстоятельствах исполнительный орган вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора. ООО «Экология-Новосибирск» выбрано региональным оператором минуя конкурентный отбор в соответствии в требованиями законодательства.

Действовавший для ООО «САТП № 1412» предельный единый тариф на услугу регоператора в четвертой зоне деятельности был отменен приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 14.08.2020. Для ООО «Экология-Новосибирск» тариф был установлен только 30 ноября 2020 г. после обращения юридического лица в департамент с заявлением. В период с 31 июля 2020 г. по 01.12.2020 г. ООО «Экология-Новосибирск» осуществляло деятельность по обращению с ТКО без установленного тарифа.

Постановлением Администрации Томской области от 25.12.2020 № 615а внесены изменения в государственную программу «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области», согласно которым предусмотрено возмещение затрат ООО «Экология-Новосибирск» в размере 28 миллионов рублей. Изменения областной бюджет при этом не вносились.

Впоследствии Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды и ООО «Экология – Новосибирск» 28 декабря 2020 г. заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии в размере 28 000 000 рублей, в этот же день денежные средства поступили на счет организации.

Отметим, что в это время деятельность региональных операторов на территории Томской области осуществляли также ООО «ТРАНССИБ», ООО «Транспортные коммунальные системы», ООО «Риск», ООО «АБФ Логистик», УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», ООО «АБФ Система».

Антимонопольный орган пришел к выводу, что департамент, предоставив отдельному хозсубъекту субсидию на возмещение затрат регионального оператора, фактически предоставил ООО «Экология – Новосибирск» муниципальную преференцию.

При это, согласно ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, что департаментом не было соблюдено.

Описанные обстоятельства содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которым органам государственной власти запрещается

  • принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), приводящие или способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

  • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Томское УФАС России предупредило властные органы о нарушении законодательства и обязало до 1 сентября 2022 г.:

  • Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды письменно уведомить ООО «Экология – Новосибирск» о ничтожности соглашения от 28.12.2020 г.;

  • Администрацию Томской области внести изменения в Постановление от 25.12.2020 № 615а, исключив возмещение затрат ООО «Экология-Новосибирск» в размере 28 000 000 рублей.

Неисполнение предупреждения обязывает антимонопольный орган возбудить дело о нарушении Закона о защите конкуренции.