Томское УФАС России рассмотрит действия ЛитРес на предмет нарушения законодательства о рекламе

Антимонопольный орган возбудил дело о нарушении рекламного законодательства в отношении ЛитРес по жалобе гражданина на навязчивую маркетинговую рассылку.
Из обстоятельств дела.
В Томское УФАС России пожаловалась пользовательница онлайн-магазина электронных и аудиокниг ЛитРес по факту направления ей на электронную почту спам-рассылки, несмотря на неоднократные требования о прекращении подобных действий.
Дело в том, что заявительница не давала свое согласие на получение такой рассылки, а только приобрела несколько книг. Однако при покупке книг она приняла Договор — Публичную оферту, нажав на кнопку «Перейти к оплате» и указав свой адрес электронной почты. 
По условиям онлайн-магазина согласием, в том числе на получение маркетинговой информации, является регистрация на сайте или в мобильном приложении.
Однако, по Закону о рекламе распространение рекламы по сетям возможно только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.1
Согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волю конкретного абонента на получение рекламы и должно быть зафиксировано. При отсутствии таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, то есть с нарушением законодательства.
Сам факт принятия условий оферты при регистрации на сайте ЛитРес не подтверждает согласие пользователя на получение рекламы, поскольку отражает волю заявителя исключительно на получение доступа к книгам. При этом предусмотренное в оферте автоматически действующее независимо от воли абонента  согласие на получение рекламы вынуждает его (осознанно либо неосознанно) согласиться на получение рассылки рекламного характера в целях получения желаемого доступа к книгам.

Для справки:
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

 

.