Дайджест дел по рекламе за период декабрь 2022 года - январь 2023 года

За прошедший период декабрь 2022 года - январь 2023 года Томское УФАС России возбудило 7 дел и рассмотрело 7 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В чем Управление усмотрело признаки нарушения закона о рекламе?

5 декабря 2022 г. Томское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения ООО «Групп Финанс» Закона о рекламе. Компания рекламировала посредством телефонных звонков и смс-сообщений услуги по оформлению и доставке пластиковых карт. Однако, такая реклама ввела потребителя в заблуждение относительно рекламируемых услуг, поскольку у абонента создалась видимость, что ему предлагаются финансовые услуги, на осуществление которых у ООО «Групп Финанс» нет лицензии. Кроме того, реклама распространялась в отсутствии согласия абонента на получение рекламы.

Также в декабре 2022 гг. Управление усмотрело признаки нарушения законодательства Закона о рекламе ООО «Севен Технолоджи» при рекламировании посредством смс-рассылки приложения «Погашение кредитов» без согласия абонента.

В январе 2023 г. Томское УФАС России возбудило пять дел по признакам нарушения Закона о рекламе.

Так, ООО «Строй Мастер», ООО «Зорра Телеком», ПАО «Совкомбанк», ООО «Эталон» также распространяли рекламу без предварительного согласия абонента.

По аналогичным обстоятельствам возбуждено дело в отношении предпринимателя, рекламирующего продажу квартир в Красногорске в ипотеку. Кроме того, предприниматель в ходе рекламного звонка умолчал о лице, предоставляющем рекламируемые финансовые услуги, что нарушает требования Закона о рекламе.

Подробнее о рассмотренных делах.

1 декабря 2022 г. Комиссия Томского УФАС России признала ненадлежащей рекламу магазина курительных принадлежностей «Vape SHOP VS70» в силу прямого запрета на рекламу такой продукции (п.8 ст. 7 Закона о рекламе).

5 декабря 2022 г. принято решение о признании ненадлежащей рекламы ООО «Ломбард Топаз». Общество рекламировало предоставление потребительских займов, не являясь при этом профессиональным участником рынка. Реклама услуг по предоставлению потребительских займов допускается только лицами, имеющими лицензию на осуществление такой предпринимательской деятельности (ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе).

7 декабря 2022 г. Комиссия Томского УФАС России признала ненадлежащей рекламу финансовых услуг ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», распространяемую в нарушение требований Закона о рекламе без предварительного согласия абонента (ч. 1 ст 18 Закона о рекламе). Кроме того, в рекламе не были указаны все условия, влияющие на полную стоимость кредита (займа), что также нарушает требования Закона о рекламе (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

12 декабря 2022 г. Управление вынесло решение о признании ненадлежащей наружной рекламы медицинских услуг ООО «Медсервис». В нарушение законодательства предупреждение рекламе о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста изображено плохо читаемым шрифтом, что приводит к искажению смысла и вводит потребителей в заблуждение (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе). Кроме того, площадь предупреждения занимала менее 5% рекламного пространства, что образует нарушение п. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

19 декабря 2022 г. принято решение о признании ненадлежащей рекламы ООО «Ладья Консалтинг». Общество распространяло рекламу страховых услуг посредством телефонного звонка без предварительного согласия абонента, реклама не содержала сведений о лице, оказывающем страховые услуги, а также распространялась лицом, у которого отсутствовала лицензия на оказание таких услуг (нарушение ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 18 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

21 декабря 2022 г. Комиссия Томского УФАС России признала ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя, распространяемую посредством листовок в почтовые ящики подъездов жилых домов (п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона о рекламе). Текст рекламных листовок содержал не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуги по проведению метрологической поверки приборов учета воды, что вводило потребителей в заблуждение. Кроме того, оказание таких услуг требует наличия лицензии, которая у индивидуального предпринимателя отсутствовала, соответственно он не мог рекламировать такие услуги.

23 декабря 2022 г. Комиссия Томского УФАС России признала ненадлежащей рекламу АО СЗ «Михайловский парк-квартал». Общество рекламировало приобретение жилья по льготной программе ипотечного кредитования для IT-специалистов (п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 11 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 7, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе). Отметим, реклама финансовых услуг может осуществляться только организациями, имеющими лицензию и предоставляющими такие услуги. АО СЗ «Михайловский парк-квартал» не является финансовой организацией. В рекламе отсутствовало указание о лицах, предоставляющих услуги кредитования. Также реклама содержала недостоверные и неполные сведения об условиях предоставления кредитования под залог имущества (ипотека) и процентах кредита, чем вводило потребителей в заблуждение. Кроме того, реклама также не соответствовала требованиям закона о рекламе об использовании государственного языка, об указании адреса сайта, на котором размещена декларация и сведения о застройщике, и иным положениям закона.

В настоящее время все выявленные нарушения устранены либо в добровольном порядке при рассмотрении дела, либо по результатам выданных предписаний.

В ближайшее время Управлением будет решен вопрос о привлечении лиц, в действиях которых установлены признаки нарушения законодательства о рекламе, к административной ответственности.