УФАС проверит обоснованность счетов на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии за 2020 - 2021 г.

Томское УФАС России возбудило дело в отношении АО «ТомскРТС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Поводом к пристальному вниманию антимонопольного органа послужили обращения хозяйствующих субъектов, указывающих на выставление им счетов на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии при ее транспортировке по сетям абонента за 2020-2021 г. в значительном размере: 32 129,75 руб., 55 180,76 руб. и т.п. При этом заявители отмечают, что заключенные ими с поставщиком договоры снабжения тепловой энергией в горячей воде не предусматривали возможности выставления таких счетов.

Оценивая доводы обращений, УФАС установило, что нормативные потери в тепловых сетях учитываются при формировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, то есть оплачиваются потребителями в составе тарифа.

Сверхнормативные потери возникают только в том случае, если их величина превышает установленную органом тарифного регулирования нормативную величину потерь, то есть являются фактическими, не компенсируются установленным тарифом и подлежат компенсации отдельно.

На момент 2020 и 2021 годов объем потерь АО «ТомскРТС», который фактически имел место при осуществлении теплоснабжения, оказался меньше, чем установленный Департаментом тарифного регулирования объём нормативных потерь.

Таким образом, АО «ТомскРТС» выставило предпринимателям счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии, несмотря на то, что фактически указанные потери не возникли, а все существовавшие потери были компенсированы за счет тарифа.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях», оказание услуг по передаче тепловой энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий. Рынок оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоснабжения) находится в состоянии естественной монополии.

АО «ТомскРТС» обладает статусом единой теплоснабжающей организации в границах сетей теплоснабжения муниципального образования г. Томск. Следовательно, АО «ТомскРТС» обладает особым статусом на товарном рынке передачи тепловой энергии, определяемым в соответствии с Законом о защите конкуренции как доминирующее положение*.

Не установив достаточных правовых оснований для действий АО «ТомскРТС» по выставлению описанных счетов, Томское УФАС России усмотрело в них признак злоупотребления доминирующим положением, запрещенного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции**.

Заседание комиссии Томского УФАС России по рассмотрению дела состоится 20 февраля 2023 г.

 

*Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

** В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.