Суды трех инстанций признали правоту УФАС в споре о сговоре при передаче муниципальной земли в Парабельском районе

21 февраля 2023 г. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил обоснованность выводов Томского УФАС России по делу о незаконной передаче муниципальной земли в Парабельском районе в аренду ООО «Ситэк» для осуществления предпринимательской деятельности. Ранее к аналогичным выводам пришли первая и апелляционная инстанции арбитражного суда.

Спор нарушителей Закона о защите конкуренции с антимонопольным органом длился больше года. УФАС признало Администрацию Парабельского района и ООО «СИТЭК» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции* ещё в декабре 2021 г.

Томское УФАС России убедило суды, что участниками антиконкурентного соглашения в период с мая 2019 г. по июль 2020 г. нарушены требования антимонопольного законодательства, что выразилось в:

• заключении по результатам торгов договора аренды земельного участка на условиях, не соответствующих аукционной документации и законодательству,

• изменении впоследствии вида разрешенного использования и категории земельного участка,

• бездействии Администрации по расторжению договора аренды и проведению новых торгов на земельный участок с измененными категорией и видом разрешенного использования,

• в заключении сторонами допсоглашения к договору аренды без изменения арендной платы.

Из обстоятельств дела: 21 мая 2019 года Администрация опубликовала извещение о проведении аукциона на право аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 28906 кв. м, вид разрешенного использования: для размещения водных объектов (причал), размер арендной платы в год 59 546,36 руб. (50% от кадастровой стоимости земли).

На аукцион поступила единственная заявка – ООО «СИТЭК», 3 июля 2019 года с Обществом заключен договор сроком действия до июля 2024 г.

В соответствии с законодательством такой договор может быть заключен исключительно на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, а внесение изменений в договор, в части изменения видов разрешенного использования, не допускается. Одновременно в силу закона арендатор такого земельного участка, не 2023-1442 имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды участка без проведения торгов**.

Вопреки аукционной документации и требованиям законодательства в договор аренды с ООО «СИТЭК» включены условия о возможности изменения вида разрешенного использования и категории земель; а также условия о преимущественном праве ООО «СИТЭК» на пролонгацию договора аренды после истечения срока его действия***. Впоследствии 6 июля 2020 года Администрация района и ООО «СИТЭК» подписали дополнительное соглашение к договору, которым зафиксировали в тексте документа иную категорию земель и вид разрешенного использования****.

Изменения внесены в связи с переводом земельного участка из состава категории земель сельхозназначения в состав земель промышленности. В результате изменения категории земель и вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличилась, более чем в 4 раза, следовательно, увеличению подлежала и арендная плата, что не произошло. Кроме того, после указанных изменений статуса земельного участка арендные отношения между Администрацией Парабельского района и ООО «СИТЭК» возможны исключительно по результатам новых торгов.

Антимонопольный орган усмотрел в описанных действиях органа самоуправления и хозяйствующего субъекта угрозу ограничения конкуренции.

ООО «СИТЭК» обжаловало в суде решение УФАС. Суды трех инстанций подтвердили законность выводов антимонопольного органа.

* Согласно пункту 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

** Согласно ч.16 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

***Согласно ч.15 ст.39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

****Согласно ч.17 ст.39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.