Обзор изменений в КоАП РФ и Закон о контрактной системе

Новое в законодательстве: увеличение срока давности привлечения к ответственности за неуплату штрафа, ужесточение ответственности за антимонопольное нарушение, новые случаи заключения контракта с единственным поставщиком 

С августа и сентября 2023 года начинают действовать новые поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Рассказываем о новеллах законодательства, затрагивающих сферу контроля антимонопольных органов.

Изменения в КоАП РФ

С 15 августа 2023 года (на основании Федерального закон от 04.08.2023 N 425-ФЗ):

Срок давности привлечения к административной ответственности за уклонение от уплаты штрафа об административном правонарушении составит 1 год. Сейчас привлечь к административной ответственности можно в течение 90 дней с момента выявления нарушения.

С 1 сентября 2023 года (на основании Федерального закона от 04.08.2023 N 426- ФЗ):

Добавится новое обстоятельство, отягчающее ответственность за заключение картельного соглашения и сговора на торгах - исполнение антиконкурентного соглашений с использованием компьютерных программ (роботов), которые могут автоматически принимать решения/ совершать действия для реализации таких соглашений.

Также новая редакция ужесточает ответственность за повторное неисполнение решения или предписания антимонопольных органов (статья 19.5 КоАП РФ будет дополнена частью 2.8):

- для должностных лиц – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

- для юридических лиц – штраф в двухкратном размере ранее наложенного штрафа, но не меньше 100 000 руб. и не больше 1/50 выручки за предыдущий календарный год.

Изменения в Закон о контрактной системе

С 4 августа 2023 года действует новый случай закупки у единственного поставщика (на основании Федерального закона от 04.08.2023 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным учреждениям субъектов Российской Федерации предоставляется право закупать у государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации либо акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат субъекту Российской Федерации, следующие товары, работы, услуги:

  • лекарственные средства;

  • специализированные продукты лечебного питания;

  • медицинские изделия;

  • расходные материалы;

  • средства для дезинфекции;

  • услуги по хранению и доставке соответствующих товаров;

  • работы по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий.

При осуществлении закупок для целей исполнения обязательств по контрактам, заключенным по новому основанию, на государственные унитарные предприятия или акционерные общества, распространяются положения Закона №44-ФЗ, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов и особенностей их исполнения.
Также Законом № 444-ФЗ установлено, что до 30.06.2024 возложение полномочий на государственные унитарные предприятия или акционерные общества по поставке товаров, оказанию услуг, выполнение работ для нужд заказчиков определяется законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.


С 15 августа 2023 года (на основании Федерального закона от 04.08.2023 N 443- ФЗ):

Расширен перечень случаев для заключения контракта с единственным поставщиком в упрощённой форме, когда контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для свершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе).