Томское УФАС России признало ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» нарушившим антимонопольное законодательство и предписало устранить допущенные нарушения

Поводом к возбуждению дела послужили заявления от ЖСК «Работник торговли», ТСЖ «С.К.34», Департамента ЖКХ Администрации г. Томска о неправомерном начислении стоимости тепловой энергии открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее «ТГК-11»).

По мнению заявителей, «ТГК-11», занимая доминирующее положение на рынке тепловой энергии г. Томска, нарушает часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, создания дискриминационных условий для ТСЖ «Буревестник», ЖСК «Работник торговли», ТСЖ «С.К. 34», ТСЖ «Усова, 25в», а также в части нарушения установленного порядка ценообразования.

Суть нарушения, как считают заявители, выразилась в следующем. Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Заявитель указал, что количество потребленной тепловой энергии гражданином, использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно определяться только по показаниям прибора учета или в случае отсутствия такового — по нормативу, а не с применением расчетно-балансового метода, как это было сделано «ТГК-11».

При рассмотрении дела Комиссией Томского УФАС России представители «ТГК-11» пояснили, что применение расчетно-балансового метода является законным на основании Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения утверждены приказом Госстроя Российской Федерации. Указанными правилами и методиками предусмотрено, что данный метод используется для определения количества потребленной тепловой энергии для потребителей, не имеющих приборов учета.

Представители «ТГК-11» указали также, что согласно гражданскому законодательству условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, следовательно, «ТГК-11» не имеет право применять к ТСЖ «Буревестник», ЖСК «Работник торговли», ТСЖ «С.К. 34», ТСЖ «Усова, 25в» другой порядок расчета.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия УФАС 20 июля 2009 г. пришла к выводу, что «ТГК-11» занимает доминирующее положение на товарном рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, так как доля данной организации на рынке превышает 50 процентов.

Комиссия установила, что в отсутствие заключенных договоров с ТСЖ, ТГК-11 выставляются счета на оплату потребленной тепловой энергии, размер которой определяется расчетным способом. Как видно из проектов договоров, направленных ТГК-11 своим абонентам — товариществам собственников жилья, «в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии и сетевой воды или выходе из строя, количество принятой абонентом тепловой энергии и сетевой воды определяется расчетным способом, как разность между количеством отпущенной тепловой энергии с источником теплоты и количеством тепловой энергии и сетевой воды, определенной по приборам потребителей, имеющих собственные узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях ЭСО от узла учета источника теплоты до границы балансовой принадлежности систем теплопотребления и тепловых потерь на сетях абонента, распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально величине теплопотребления, рассчитанной для объектов, с учетом фактической температуры наружного воздуха и времени потребления тепловой энергии, исходя из теплового и водяного балансов систем теплоснабжения».

В соответствии с указанными выше Правилами для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг, под которыми понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.

Таким образом, размер оплаты за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, исходя из общей площади помещения и норматива потребления тепловой энергии на отопление.

Комиссия также установила, что «ТГК-11» при определении размера платы за коммунальные услуги исходит из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого согласно Методике определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России в 2000 г., которая является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей — юридических лиц. Данная Методика носит рекомендательный характер.

Вместе с тем, согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 октября 2007 года ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем, ТСЖ должно оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, при установлении стоимости оплаты коммунальных услуг в отношении ТСЖ «ТГК-11» не имеет право применять расчетно-балансовый метод, и его применение является ущемлением прав и законных интересов ТСЖ и нарушением порядка ценообразования.

Комиссия Томского УФАС России признала факт нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части ущемления интересов других лиц, а также нарушения установленного нормативным правовыми актами порядка ценообразования, и предписала нарушителю устранить допущенные нарушения до 1 сентября 2009 г.

В настоящее время управлением ФАС решается вопрос о привлечении ОАО «ТГК-11» к административной ответственности за допущенные нарушения антимонопольного законодательства.


Для справки:

Согласно ст.14.31 КоАП РФ за указанное правонарушение, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).