Томское УФАС России, рассмотрев 6 апреля 2011 года жалобу ЗАО «Компания Фармстор», предписало оператору электронной площадки и заказчику устранить нарушения законодательства в сфере размещения заказов

 Комиссией УФАС при рассмотрении дела, возбужденного управлением по жалобе Компании Фармстор, установлено, что данная фирма явилась единственным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка которого соответствует требованиям документации, аукцион признан несостоявшимся.

В срок, установленный ч. 4 ст. 41.12 Закона «О размещении заказов» ЗАО «Компания Фармстор» по техническим причинам не направило подписанный электронной цифровой подписью проект государственного контракта оператору электронной площадки ОАО «ЕЭТП» и в результате оператором электронной площадки была заблокирована возможность заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов (в количестве 7396 упаковок).

На заседание комиссии представитель ЗАО «Компания Фармстор» пояснил, что срок подписания был пропущен вследствие скачка напряжения в электросети в последний день подписания контракта, что явилось причиной компьютерного сбоя и выхода из строя носителя электронной цифровой подписи.

Заявитель о произошедшем сообщил оператору электронной площадки и заказчику 9 марта 2011 года по телефону в день назначенного подписания контракта. При этом заявитель подчеркнул, что не уклоняется от заключения государственного контракта и со своей стороны подписал проект государственного контракта в письменном виде с доставкой нарочным.

Проведя внеплановую проверку комиссия Томского УФАС России установила, что ЗАО «Компания Фармстор», признанное электронной площадкой уклонившимся от заключения государственного контракта по формальным признакам в связи с ненаправлением оператору электронной площадки проекта государственного контракта, подписанного ЭЦП до окончания установленного законом срока, фактически не отказывается от заключения контракта, а наоборот все его действия направлены на исполнение обязательств по своевременному подписанию контракта. Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в действиях участника размещения заказа - ЗАО «Компания Фармстор» умысла на уклонение от заключения государственного контракта.

Внеплановая проверка размещения указанного заказа выявила, что государственный заказчик – НИИ онкологии СО РАМН, получив информацию от электронной площадки об уклонении ЗАО «Компания Фармстор» от подписания проекта контракта, допустил нарушение законодательства о размещении заказов, выразившееся в несоставлении протокола по факту пропущенного срока для заключения контракта.

В результате рассмотрения дела комиссия УФАС предписала оператору электронной площадки ОАО «ЕЭТП» устранить препятствие для надлежащего заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых препаратов, сняв блокировку соответствующих действий участника ЗАО «Компания Фармстор».

Государственному заказчику - НИИ онкологии СО РАМН предписано не допускать в дальнейшем при размещении заказов нарушение  ч. 3.1 ст. 9 «О размещении заказов», т.е. не бездействовать в случае, если с победителем не заключен контракт в срок.

«Ситуация, с которой столкнулась комиссия УФАС при рассмотрении дела, на первый взгляд парадоксальна. Государственный заказчик, определив победителя в аукционе и не заключив с ним контракт в электронной форме, бездействует, а победитель аукциона обращается во все инстанции с просьбой о непризнании его недобросовестным поставщиком и невключении в соответствующий реестр. В данном случае комиссии достаточно было установить, что оснований для включения в реестр данного субъекта нет, поскольку технические проблемы как причина незаключения контракта не предусмотрены в качестве основания для включения в реестр. Практика рассмотрения таких дел показывает, что в каждом конкретном случае комиссии необходимо выяснять, в чем причины незаключения контракта.

Бездействие же в данном случае заказчика, не обратившегося в контролирующий орган, привело к значительной потери времени», - отметил руководитель Томского УФАС России В. И. Шевченко.