Администрации пяти муниципальных образований Томской области признаны нарушителями Закона «О защите конкуренции»

12 апреля 2011 года Томское УФАС России признало Администрации Парабельского, Колпашевского, Шегарского, Каргасокского районов, а также Каргасокского городского поселения нарушителями ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».

Во всех пяти случаях нарушения выявлены Томской антимонопольной службой в ходе анализа рынка «Услуги по технологическому присоединению к электросетям ООО «ТРК»», в результате которого установлено, что между муниципальными образованиями в лице Глав их администраций и ООО «Муниципальные электрические сети» заключены договоры аренды сооружений на предоставление во временное владение и пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью, а именно электрических сетей. Также установлено, что конкурс или аукцион при этом не проводились.

Ответчики объяснили это тем, что в связи с реформой местного самоуправления, разграничивающей полномочия между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления района, на баланс вышеупомянутых муниципальных образований передано имущество, необходимое для обеспечения энергоснабжения населения, в том числе и электрические сети. Документы на данное имущества должным образом не оформлялись ввиду отсутствия у Администраций временных, организационных и финансовых ресурсов.  

Вместе с тем, снабжение граждан электрической энергией является важнейшим вопросом жизнеобеспечения. В связи с этим Главами муниципальных образований было принято решение о передаче муниципальных электрических сетей в аренду ООО «МЭС» с целью оформления правоустанавливающих документов на имущество. Из пояснений ответчиков также следует, что расторжение договора аренды сооружений приведет к чрезвычайным последствиям, угрожающим жизнедеятельности граждан, проживающих на территории данных образований.

В соответствии с ч.1 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» на момент заключения Договора аренды сооружений у ответчиков возникла обязанность при предоставлении муниципального имущества в аренду проводить конкурс или аукцион. Таким образом, в результате несоблюдения установленного порядка при заключении договора аренды сооружений, Администрации муниципальных образований, создали для ООО «МЭС» преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроснабжения населения.

Отсутствие процедуры торгов Томское УФАС России признало нарушением антимонопольного законодательства. В связи с этим Администрациям были выданы предписания о прекращении нарушений путем осуществления мероприятий, направленных на создание равных условий доступа к муниципальному ресурсу, на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроснабжения населения. 

Для справки: В соответствии с ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ч.1 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.