Дума г. Томска нарушила антимонопольное законодательство, приняв положение о ритуальных услугах

 Дума г. Томска нарушила антимонопольное законодательство, приняв положение о ритуальных услугах

К такому выводу пришла Комиссия Томского УФАС России 29 июня 2011 г. после рассмотрения дела, возбужденного в отношении думы города Томска.
Из обстоятельств дела: в УФАС обратился с заявлением индивидуальный предприниматель, указав на ограничение его прав при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию ритуальных услуг, в частности, деятельности, связанной с изготовлением и опайкой гробов. Заявитель сообщал, что ООО «Аэропорт Томск» отказал ему в принятии груза-200, в результате чего предпринимателем понесены убытки, а его деятельность по оказанию ритуальных услуг оказалась под угрозой прекращения.
Комиссией УФАС установлено, что предприятием заявителя по заказу клиента изготовлен цинковый гроб, запаян и опечатан, выдан акт об отсутствии посторонних вложений.
8 января 2011 года ООО «Аэропорт Томск» отказал в принятии груза, сославшись на «Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Томск». При этом «Аэропорт Томск», ссылаясь на Положение, указал на несоответствие установленному образцу предоставленной предпринимателем справки, а также на отсутствие необходимой пломбы УМП г.Томска «КСО».
После приобретения гроба, изготовленного УМП г.Томска «КСО», и выдачи УМП г.Томска «КСО» справки, 9 января 2011 года груз-200 принят ООО «Аэропорт Томск».
В результате предпринимателем понесены убытки, выразившиеся в оплате клиенту перерегистрации авиабилетов и перевозки гроба грузотакси, в возмещении стоимости цинкового гроба.
Комиссией также установлено, что в соответствии с требованиями ч.1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» лиц, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанный перечень услуг является исчерпывающим и оказывается, в соответствии с ч.2 ст.9 закона о погребении, специализированной службой по вопросам похоронного дела, т.е. УМП г.Томска «КСО».
В соответствии с Положением об организации ритуальных услуг, ставшем предметом рассмотрения УФАС, гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, включает поименованные в ч.1 ст.9 закона о погребении услуги.
Однако, в противоречие ст.9 Закона о погребении раздел «Гарантированный перечень услуг по погребению», Положения содержит условия, регламентирующие правила оказания платных услуг и перечень платных услуг, таких как, услуги по перезахоронению, эксгумации, опайке цинковых гробов, в соответствии с положением, оказываемых также специализированной организацией.
В материалах дела следует, что УМП г. Томска «Комбинат спецобслуживания» 16 марта 2006 года обратилось с письмом в Комитет по благоустройству и транспорту Думы города Томска о необходимости дополнить п. 3.3 рассматриваемого Думой проекта Положения «О порядке оказания ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Томск» словами «как на безвозмездной, так и на возмездной основе».
В результате включения Думой города Томска в Положение указанных дополнительных условий, регламентирующих правила оказания платных услуг (услуги погребения, предоставляемые на возмездной основе) специализированная служба по вопросам похоронного дела поставлена в преимущественное положение при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке предоставления ритуальных услуг, в том числе, по изготовлению и опайке цинковых гробов, что привело к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на указанном рынке.
Таким образом, Дума города Томска, приняв акт, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем сокращения числа хозяйствующих субъектов на рынке предоставления ритуальных услуг, в том, числе, услуг по изготовлению и опайке цинковых гробов, допустила нарушение ч. 1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».
Томское УФАС России предписало Думе города Томска прекратить нарушения ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», а именно: исключить из раздела «Гарантированный перечень услуг по погребению» Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного Решением Думы г. Томска от 28.03.2006 № 122, условия, регламентирующие правила оказания платных услуг и перечень услуг, предоставляемых на возмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела, выделив перечень услуг, оказываемых на возмездной основе, в отдельный раздел без ссылки на раздел «Гарантированный перечень услуг по погребению».