Антимонопольная служба не нашла нарушений в действиях ОАО «ТГК-11» в деле о перестроенной системе отопления

 

1 февраля 2012 года комиссия Томского УФАС России прекратила дело в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания №11», возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства.

Из обстоятельств дела: в управление ФАС обратился житель г. Томска П. c жалобой на действия ОАО «ТГК-11», злоупотребляющего своим доминирующим положением и ущемляющего его права, выставляя счета за тепло.

Комиссия УФАС, рассмотрев все материалы дела, заслушав стороны, установила, что П. в 2003 г. сконструировал и применил собственную самодельную систему отопления, при которой квартира, по его мнению, отапливается за счет подачи горячей воды, оплачиваемой ежемесячно согласно приборам учета ОАО «Томскэнерго». Заявитель утверждал, что счета на оплату услуги отопления ему не выставлялись, оплата производилась только за горячую воду на основании показаний приборов учета. Стояки и приборы отопления жилого помещения отключены от общей системы отопления, закольцовка стояков произведена в нижерасположенной квартире. Система отопления в квартире заявителя подключена к системе горячего водоснабжения, на вводе в квартиру на стояке ГВС установлен прибор учета расхода ГВС.

ОАО «ТГК-11», являясь правопреемником ОАО «Томскэнерго», выставляет счета заявителю на оплату услуги отопление, при этом насчитывает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просроченной задолженности. 1 ноября 2008 г. гр. П.. обратился в теплоснабжающую организацию с заявлением об отмене начисления платы за тепло в связи с отсутствием услуги отопления в жилом помещении. На основании заявления теплоснабжающая организация  обследовала жилое помещение и зафиксировала его отключение от общей системы отопления. Вместе с тем, при обследовании теплоснабжающей организацией было предписано до 2 февраля 2009 г. отключить систему отопления от системы горячего водоснабжения, что не было сделано заявителем и подтверждено ООО «УК «Жилище».

Кроме того, ОАО «ТГК-11» письмом от 6 декабря 2007 г. к П. сообщило о необходимости предоставления документа, подтверждающего согласование внесения изменений во внутридомовые инженерные системы жилого дома, а также разрешение на подключение системы отопления к системе горячего водоснабжения.

6 июля 2011 г. ОАО «ТГК-11» совместно с ООО «УК «Жилище» зафиксировано, что через жилое помещение, где проживает заявитель, транзитом проходит незаизолированный стояк системы отопления жилого дома и при этом возможно нарушение учета горячего водоснабжения.

В ходе рассмотрения дела ООО «УК «Жилище» представило информацию об отсутствии документов, на основании которых получены разрешения на отключение стояков отопления, а также документов о согласовании отключения стояков и приборов отопления от общей системы отопления в жилом помещении.

Более того, Администрацией Советского района г. Томска предписала заявителю  привести систему отопления и горячего водоснабжения в исходное состояние в срок до 10 сентября 2011 г. в связи с самовольным переустройством систем с нарушением действующего законодательства. 18 января 2011 года выдано повторное предписание со сроком исполнения до 1 марта 2012 года, в случае неисполнения которого Администрация Советского района г. Томска будет вынуждена обратиться в суд.

Государственная жилищная инспекция Томской области в ходе рассмотрения дела пояснила о факте самовольного переустройства в жилом помещении, принадлежащим гр. П., в результате которого внутриквартирная система отопления смонтирована таким образом, что при открытии первых запорных вентилей на отводах от стояков ГВС осуществляется циркуляция горячей воды по системе отопления без осуществления слива горячей воды. При такой схеме подключения показания водосчетчиков не будут корректными и не могут приниматься к коммерческому учету. Более того, при такой схеме системы отопления и ГВС возможно снижение качества горячего водоснабжения других потребителей, а затраты на тепловую энергию, потребленную на отопление квартиры, и затраты на слив неучтенной горячей воды будут нести другие жильцы дома.

Комиссией УФАС проведен анализ правовых норм, регулирующих данные правоотношения. Обращаем внимание на некоторые из них. В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановление Правительства от 13.08.2006 №491) внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества.

Частью 3 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) потребителю запрещается вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом либо в технический паспорт жилого помещения.

Не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170).

Присоединение различных систем теплопотребления производится по отдельным трубопроводам. Последовательное включение различных систем теплопотребления не допускается (Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок, зарегистрированных Минюстом РФ от 4358 от 02.04.2003).

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «О теплоснабжении», согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Порядок расчета за потребленные коммунальные услуги регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»). Иного метода расчета, применимого в данной ситуации гр. П. за услугу отопление, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Более того, в письме от 20.07.2011 г. Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области указано:

- в тарифе на горячее водоснабжение (на 1 м3) учтено количество тепловой энергии, необходимое для обеспечения температуры воды, соответствующей СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Тепловая энергия, используемая для отопления помещений, в состав тарифа на ГВС не включена;

- в расчетах тарифов на горячее водоснабжение теплоотдача от отопительных приборов, кроме трубопроводов горячего водоснабжения и полотенцасушителей (где это предусмотрено проектом) не учитывается;

- тепловая энергия, учтенная в тарифе на ГВС, рассчитана исходя из условия поддержания температуры горячей воды установленного качества на выходе из водоразборного устройства. Это условие определяется схемой ГВС и проектом теплоснабжения здания, согласованным соответствующими надзорными органами.

Следовательно, ОАО «ТГК-11» не имеет правового основания для применения показаний установленных приборов учета ГВС и тарифа на ГВС для расчета гр. П-ву тепловой энергии (услуги отопления).

Оценив все материалы дела с точки зрения антимонопольного законодательства с учетом всех вышеуказанных норм, комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что ОАО «ТГК-11» своими действиями по выставлению счетов за тепло гражданину П. не нарушило ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, влекущие ущемление интересов других лиц.