Основные аспекты Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период с 2013 по 2024 года

18 сентября 2013 года состоялась пресс-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Владимира Шевченко на тему: «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. Наиболее значимые дела Томского УФАС России».

Данная Стратегия является одним из трех подготовленных ФАС России документов наряду с Планом мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и Планом деятельности ФАС России до 2018 года.

        Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования представляет собой программный документ и предполагает реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа. Всего 4 приоритета в деятельности службы:

1.    Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

В числе основных новаций, отметил руководитель управления, введение предупреждений и предостережений для всех участников рынка.

 «То есть не сразу карать, а дать время, чтобы хозяйствующий субъект мог исправить нарушение. В настоящее время управление активно использует в своей работе новый механизм – предупреждения. В первом полугодии 2013 года было выдано 11 предупреждений, из которых 80% исполнено»,- пояснил В. Шевченко.

Особое значение, сообщил руководитель, имеет модернизация Кодекса РФ об административных правонарушениях. В числе прочих изменений - установление административной ответственности должностных лиц, уполномоченных органов власти (местного самоуправления), за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений.

Кроме того, будут внесены изменения, позволяющие обеспечить освобождение от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).

В заключении пресс-конференции руководитель Томского УФАС В.Шевченко ответил на вопросы, а также привел примеры наиболее значимых дел Томского УФАС России, рассмотренных в первом полугодии 2013г. Одно из них – дело в отношении ООО «Полигон твердых бытовых отходов комбината благоустройства» (г. Северск) о навязывании ООО «Славяне» невыгодных и прямо не предусмотренных действующим законодательством условий при заключении договора по размещению твердых бытовых отходов, а именно применение коэффициента уплотнения для расчета объема сдаваемых на полигон бытовых отходов. Данный коэффициент не предусмотрен действующим законодательством и его применение приводит к ущемлению интересов ООО «Славяне». По результатам рассмотрения заявления ООО «Полигон ТБО КБУ» было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако общество предупреждение не исполнило и было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссией по рассмотрению дела было принято решение о признании ООО «Полигон ТБО КБУ» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание о прекращении нарушения. Предписание было исполнено в установленный срок.