ФАС – защита или регулирование?
Новость о том, что с января Нового года антимонопольщики не будут принимать жалобы граждан, появилась в разгар разбирательства с энергетиками жителей одного из деревянных домов Томска. У них применялась формула подсчета, в которой минус почему-то менялся на плюс. После чего сумма ОДН превышала показания квартирного счетчика.
Новость эта не обрадовала. Ведь именно в областном антимонопольном комитете до сих пор удавалось разрешать подобные конфликтные ситуации в системе ЖКХ. Чем же теперь будет заниматься Федеральная антимонопольная служба?
— Владимир Иванович, это изменение направления вашей деятельности или ее логическое продолжение?
— Скорее новый виток 25- летнего развития конкурентного законодательства. Продолжение закона «О защите конкуренции» для того, чтобы конкуренты соблюдали «правила игры» и не «передрались» между собой. Конкуренты разные. Естественные монополии и доминирующие предприятия. Малый и средний бизнес. Разные условия их «борьбы» друг с другом. Почти у всех потребители — граждане.
А простые граждане — не конкуренты предприятиям. Они не могут оставаться без защиты государства и антимонопольщиков. Изменяется только процедура этой защиты. Не конкретного гражданина, а неопределенного круга лиц.
Наше законодательство четверть века меняется, совершенствуется. Меняются и задачи государства в экономике. Нужно создавать условия для цивилизованного рынка, где свободная конкуренция приводит к успеху тех, кто предлагает покупателю более дешевые и качественные товары и услуги. А покупатель знает и умеет защищать свои права.
Поэтому в первых законах ставилась задача воспитания грамотного потребителя и товаропроизводителя. Устанавливались понятные правила организации работы естественных монополий.
А еще ведомство занималось поддержкой малого бизнеса, защитой прав потребителей, контролем рекламы. И можно вспоминать первые расследованные дела, громкие судебные процессы. Например, с известной медицинской фирмой по металлическим имплантатам в позвоночник по защите прав потребителей, антимонопольные дела по «Юкосу», по «Томскэнерго».
Работа была сложной, конфликтной, вызывала много споров. Совершенствовали свой профессионализм наши сотрудники. Это все история Федеральной антимонопольной службы. В том числе и Томского территориального управления. Уходят одни функции, уточняются, развиваются, усиливаются и приходят другие.
В истории Томского управления много интересных страниц и людей. Тяжелая, нервная, сложная, но увлекательная работа. Мы будем помнить всегда Ларису Борисовну Исайкину, заместителя руководителя управления, Владислава Семеновича Кабелева, руководителя управления, сердца которых остановилось на рабочем месте.
— После него вы и пришли на эту должность. Пятнадцать лет назад. А потом мы с вами оспаривали постановление мэра, по которому весь Томск переплачивал за отопление большие деньги.
— Да, сейчас это было бы проще. Современное наше антимонопольное законодательство можно назвать и антикоррупционным. Ясные правила игры как для бизнеса, так и для власти не позволяют отступать от них. А если эти «отступления» появляются, то есть экономическая заинтересованность. Некомпетентность в случае с чиновниками маловероятна.
А первые годы развития конкурентного законодательства позволяли выявить, пресечь, выдав предписание, но не наказать. Тот же суд по отмене балансового метода оплаты был выигран, а заставить мэра его отменить удалось далеко не сразу. Наказания за неисполнения предписания в то время не предусматривалось.
Принятие закона «О защите конкуренции», закона о закупках для государственно-муниципальных служб, внесение многочисленных норм в Административный Кодекс по наказаниям за нарушения антимонопольного и закупочного законодательства изменили все. Сегодня мы можем выписать серьезные штрафы как предприятиям-нарушителям, так и чиновникам.
А это десятки миллионов штрафов с предприятий-нарушителей и их руководителей, от полутора до трех с половиной миллионов с чиновников за «неправильные» закупки. И не только за нарушение закупочной деятельности, но и антимонопольного законодательства. Например, за 2014 год было выписано нарушителям 15 штрафов, всего на 225 тысяч рублей, по закону защите конкуренции. Например, в Зоркальцеве за передачу коммунальных сетей без торгов, закупки для жилищно- коммунального хозяйства, приобретение транспорта без официальных торгов.
Понятно, что при нарушениях присутствует ущемление интересов других лиц, которые могли бы предложить качественные услуги и лучшие цены. Ведь цену на рынке должен определять лишь баланс спроса и предложения.
Пресекая нарушения, мы наталкиваемся на упорное сопротивление чиновников. Они не соглашаются, ходят по судам, пытаясь оправдаться. Ведь при повторном нарушении чиновники могут потерять в том числе и свою должность. Но именно так воспитывается уважение к закону.
— И вместе с тем состав ваших сотрудников снова сократили?
— Да, еще в 2015 году нас было 30 человек, теперь 25. И зарплата у нас небольшая. Особенно у молодых сотрудников. Среди них заметная текучка кадров. Но основной состав управления – опытные профессионалы, умеющие работать на проверках, на комиссиях, и в судах.
У нас эффективно действуют три общественных совета. По рекламной тематике, по гос. закупкам и общественно-консультативный — по антимонопольной тематике — наиболее авторитетный. Активнее всех — совет по рекламе. Там собрались эксперты общественных организаций, крупных рекламных игроков, контрольных органов.
А вот совет по закупкам и общественно-консультационный пока еще менее интересны общественности. Причина, очевидно, как в сложности этих видов законодательства, так и пассивности правозащитников. Но часто правильное и грамотное решение такого совета способно предупредить многие проблемы как в рекламе, так и в ЖКХ.
— Давайте вспомним о последних заседаниях по теме ОДН на улице Пирогова. Куда людям теперь идти?
— Мы предупреждали заявителей, что с января 2016 года наши полномочия по работе с физическими лицами меняются. Но для вынесения решения не хватало то документов от энергетиков, то активности авторов жалобы и доказательств, которые они должны были представить. Существуют юридические процедуры и сроки. К сожалению, большинство собственников жилья не только не умеет, но и не хочет грамотно управлять своей собственностью, считать деньги.
— Вы же понимаете, что тема ОДН выходит далеко за рамки единичного случая. Многие страдают из-за таких нарушений.
— Но мы можем решить лишь часть проблемы. Здесь нужно говорить о совершенствовании закона, который позволяет тем, у кого нет счетчиков, вешать на один норматив непрописанных в квартире граждан. А потребители со счетчиками должны платить «за того парня». Плюс запутанность расчетов ОДН. Для этого нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу ЖКХ.
— Но обычные граждане не смогут обосновать такие изменения. А вы теперь с нами не работаете.
— Думаю, что здесь новые формулировки закона «О защите конкуренции» как раз и могут дать возможности рассматривать подобные проблемы, рассматривая системные, большие дела. Но для этого еще нужно серьезно над этим поработать. Прямо до новогодних праздников эти вопросы обсуждались на селекторном совещании с ФАС России.
В целом же новый пакет закона нацелен на то, чтобы наша служба больше занималась защитой конкуренции. Находила ключевые проблемы, позволяющие усовершенствовать рыночные отношения, тем самым защищая потребителей услуг, в том числе и ЖКХ. А с потребителями мы продолжаем свою разъяснительную деятельность через адвокатирование при взаимодействии со СМИ.
Конкретным же людям нужно учиться защищать свои права самостоятельно, с помощью некоммерческих специализированных общественных организаций. Через правозащитников. А по теме нарушений ЖКХ, кроме антимонопольной службы, есть еще и областная власть с соответствующими департаментами, и Роспотребнадзор, и прокуратура, и суд.
Вместе с тем, четвертый антимонопольный пакет дает возможность убрать лишние контрольные функции и давление на бизнес. Например, теперь отменен реестр предприятий, занимающий доминирующее положение в своем сегменте рынка. Раньше попадание в этот реестр приводило предприятия к излишней отчетности, бюрократии. Но в каждом конфликтном случае все равно приходилось доказывать факт доминирования. Ведь ситуация на любом рынке товаров и услуг меняется быстро. Кто-то новое оборудование купил. Кто- то новую технологию применил, кто-то потерял часть рынка. Реестр становится неактуальным.
Изменения позволяют заниматься профилактикой антимонопольных правонарушений. В частности, выдавать сначала предупреждение с требованием исправить нарушения предприятиям и чиновникам по определенным статьям закона «О защите конкуренции». Не теряя времени на расследование, освобождая от штрафов в случае исполнения таких предупреждений.
В защиту потребителей различных естественно-монопольных услуг, в том числе и граждан, работают и другие нормы антимонопольного законодательства. А также правила недискриминационного доступа к услугам, правила техприсоединения и многое другое. Раскрытие информации о деятельности естественных монополий — это позволит избежать многих конфликтов, в которых нам всем вместе придется еще разбираться. В том числе и через суд.
Так что мы никуда не уходим от потребителя — гражданина. Изменения, внесенные в антимонопольный закон, дают новые возможности. Остается только научиться ими пользоваться.
Зинаида Куницына