• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Краткий отчет (обзор) по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке технического обслуживания медицинской техники, произведенной ООО «Электропульс»

I. Общие положения

 

Настоящий обзор проводился отделом экономического анализа Томского УФАС России на основании служебной записки отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования от 22.06.2018 № 167-с в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции)в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела № 06-10/58-18 о нарушении АО «НПО «НИКОР» части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее Порядок проведения анализа).

Нарушение по данному делу выразилось в недобросовестной конкуренции со стороны ООО «НПО «НИКОР» путем незаконного использования фирменного обозначения конкурента (ООО «Электропульс»), сходного до степени смешения, путем использования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее- Сеть), включая размещение данного обозначения в доменном имени.

Согласно п. 10.6 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 190-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании);

- ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»

- Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники», введенные письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 № 293-22/233 (далее – Методические рекомендации).

При проведении обзора в качестве информации Томским УФАС России использовались:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 06-10/58-18;

- иные открытые источники информации.

 

II. Временной интервал исследования

 

Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В случае, если исследование ограничивается изучением характеристик, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции.

В соответствии с требованиями части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В соответствии с материалами дела № 06-10/58-18 ООО «Электропульс» было зарегистрировано 20.04.2017.

В течении 2017 года ООО «Электропульс» (ОГРН 1177031071678, ИНН 7017423455) (далее – ООО «Электропульс» 2) приобрело и осуществило государственную регистрациу исключительных прав на произведение научно-технического характера, программ для ЭВМ и товарных знаков, ранее принадлежащих ООО «Электропульс» (ОГРН 1027000859863, ИНН 7018009920) (далее - ООО «Электропульс» 1), ликвидированного по данным ЕГРЮЛ 21.05.2018.

Вновь созданное ООО «Электропульс» 2 направило в адрес АО «НПО «НИКОР» уведомление о нарушении исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак 08.05.2018, АО «НПО «НИКОР» получило данное уведомление 18.05.2018. Согласно текста уведомления срок, в течении которого АО «НПО «НИКОР» надлежало отреагировать на претензии ООО «Электропульс» 2 составил 5 дней, следовательно датой начала нарушения антимонопольного законодательства со стороны АО «НПО «НИКОР» в отношении ООО «Электропульс» 2 может считаться 23.05.2018.

Учитывая, что по мнению ООО «Электропульс» 2 нарушение антимонопольного законодательства со стороны АО «НПО «НИКОР» продолжается до настоящего времени, то временной интервал для данного исследования определен периодом 23.05.2018 – по 02.10.2018 (дату составления аналитического отчета).

 

III. Продуктовые границы товарного рынка.

 

Согласно Порядку проведения анализа определение продуктовых границ представляет собой процедуру выявления товара, его потребительских свойств и товаров-заменителей.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка проведения анализа процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров,

при этом в соответствии с подпунктом б) пункта 10.6 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка проведения анализа предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Заявление, направленное ООО «Электропульс» 2 в адрес Томского УФАС России, касалось деятельности по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, данные услуги относятся к Разделу С: Продукция обрабатывающих производств, код 33.13.12 «Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях».

Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

В материалах дела содержатся копии лицензий на осуществление данной деятельности. Согласно представленным копиям лицензий, лицензии выдавались на производство и техническое обслуживание медицинской техники, причем под техническом обслуживанием понимается:

- монтаж и наладка медицинской техники,

- контроль технического состояния медицинской техники,

- периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники,

- ремонт медицинской техники.

Также в деле содержатся копии следующих договоров, заключенных хозяйствующими субъектами, участвующими в рассмотрении дела с медицинскими учреждениями: договор от 25.2017 № 53/05-2017, заключенный между ООО «Медиленд» и АО НПО «НИКОР», контракт № 2-578-У от 27.09.2017, заключенный между ФГБУ «СибФНКЦ ФМБА России» и АО НПО «НИКОР», а также договор на выполнение работ по ремонту медицинской техники от 16.08.2018, заключенный между ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3 им. Б. И. Альперовича» и ООО «Электропульс».  Предметом указанных договоров является ремонт медицинской техники.

В соответствии с частью 2 Методических рекомендаций: «Техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании».

Согласно пункту 5.2. методических рекомендаций виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники подразделяются на:

- ввод в эксплуатацию;

- контроль технического состояния;

- периодическое и текущее техническое обслуживание;

- текущий ремонт.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ремонт медицинской техники является составной частью процесса  технического обслуживания данной техники, при этом лицензия на осуществление указанной деятельности выдается, в том числе, на обслуживание медицинской техники.

Учитывая вышеизложенное, в целях проведения данного исследования предварительно продуктовые границы рынка могут быть определены как «Техническое обслуживание медицинской техники».

В соответствии с требованиями пункта 3.3. Методических рекомендаций, поставщик медицинской техники (предприятие-производитель или посредник) в соответствии с условиями, которые оговариваются в договоре (контракте) на поставку медицинской техники:

- предоставляет владельцу (пользователю) эксплуатационную документацию, необходимую для поддержания поставленной медицинской техники в исправном, работоспособном состоянии;

- обеспечивает в гарантийный период техническое обслуживание и бесплатный ремонт поставленной медицинской техники силами собственных или уполномоченных служб технического обслуживания;

- обеспечивает в послегарантийный период на договорной основе техническое обслуживание и ремонт поставленной медицинской техники силами собственных или уполномоченных служб технического обслуживания;

- обеспечивает поставку специализированных комплектующих изделий и запасных частей на протяжении срока эксплуатации поставленной медицинской техники;

- оснащает уполномоченные службы технического обслуживания необходимой сервисной и ремонтной документацией, а также (при необходимости) специализированным ремонтным и диагностическим оборудованием;

- обучает специалистов по техническому обслуживанию поставленной медицинской техники;

- обеспечивает, при необходимости, обучение медицинских специалистов работе с поставленной медицинской техникой.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Электропульс» 1, как производитель медицинской техники, а также организации посредники, которые приобретали медицинскую технику, произведенную ООО «Электропульс» 1, для дальнейшей перепродажи, были обязаны организовать осуществление технического обслуживания данной медицинской техники.

Согласно пункту 3.7. Методических рекомендаций во всех случаях техническое обслуживание медицинской техники должны производить службы (юридические лица, индивидуальные предприниматели, технические подразделения или штатные технические специалисты медицинских учреждений), имеющие в соответствии с действующим законодательством право осуществлять эту деятельность, то есть получившие полномочия на осуществление данной деятельности от ООО «Электропульс» 1.

Таким образом можно сделать вывод о том, что для данных услуг отсутствуют взаимозаменяемые товары, выбор покупателей будет основываться на требованиях действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы товарного рынка можно определить как «Техническое обслуживание медицинской техники, произведенной ООО «Электропульс».

IV.  Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

На основании материалов дела можно сделать вывод о том, что медицинская техника, произведенная ООО «Электропульс», реализовывалась как для нужд медицинских учреждений, расположенных на территории Российской Федерации и иных стран, в том числе Индии и Германии, так и для последующей реализации организациями-посредниками.

Таким образом, предварительные границы рынка могут быть определены как географические границы государств, на территории которых используются медицинские приборы, произведенные ООО «Электропульс» 1 до его ликвидации.

Согласно пункту 6.6.2. Методических рекомендаций текущий ремонт может выполняться как на месте эксплуатации изделия медицинской техники, так и на производственных площадях службы технического обслуживания медицинской техники в зависимости от сложности, объема работ и возможностей транспортировки изделия.

Производитель или посредник не обязан производить техническое обслуживание медицинской техники (в том числе текущий ремонт) самостоятельно, а может возложить данную обязанность на специализированную службу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исходя из условий договора техническое обслуживание медицинской техники, включая текущий ремонт, может осуществляться как на территории медицинского учреждения, эксплуатирующего данную технику, так и не площадях производителя техники или специализированной службы.

По итогам анализа договоров, содержащихся в деле, можно сделать вывод о том, что в течении установленного временного интервала техническое обслуживание медицинской техники, произведенной ООО «Электропульс», осуществлялось исключительно на площадках, расположенных на территории города Томска.

В соответствии с вышеизложенным, географические границы рынка могут быть определены как Томская область.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно материалам дела № 06-10/58-18 на определенном рынке в указанном временном интервале действуют два хозяйствующих субъекта:

- ООО «Электропульс» (ОГРН 1177031071678, юр. адрес: Томская область, д. Лоскутово, ул. Октябрьская, 1а, оф. 102) (ООО «Электропульс 1»,

- АО «Научно-производственное объединение «НИКОР» (ОГРН 1037000092172, юр. адрес: г. Томск, пр. Академический, 8/8).

VI. Выводы

По результатам проведенного исследования состояния конкуренции при подготовке и проведении электронного аукциона на открытом конкурсе на право заключения контракта по сбору, вывозу и утилизации отходов, проведенного ОБГУЗ «Верхнекетская районная больница» (Извещение о проведении электронного аукциона № 0365300039118000020) установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 23.08.2018 г. – по 02.10.2018 (дату составления аналитического отчета).

 2. Продуктовые границы рынка: Техническое обслуживание медицинской техники, произведенной ООО «Электропульс».

3. Географические границы рынка: Томская область.

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

- ООО «Электропульс» (ОГРН 1177031071678),

АО «Научно-производственное объединение «НИКОР».