ПРОТОКОЛ заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 19 сентября 2013г.
Председательствовал:
Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России,
руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;
Члены Экспертного совета:
Баринова Юлия Владимировна – ассистент кафедры русского языка филологического факультета ТГУ, кандидат филологических наук.
Валевич Татьяна Викторовна – председатель комитета по работе со СМИ Департамента Информационной политики и работе с общественностью Администрации Томской области;
Калинина – Сулакшина Ольга Степановна – директор галереи «Искусство и актуальность», член Творческого Союза художников России, Сопредседатель координационного совета женщин при Мэре г.Томска;
Кашина Татьяна Ивановна — руководитель бюро в Томской области Информационного агентства «Интерфакс-Сибирь»;
Москалева Ирина Анатольевна — начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области;
Перетягина Елена Владиславовна – председатель Комитета по охране объектов историко-культурного наследия Департамента по культуре Томской области
Остров Андрей Михайлович- исполнительный директор некоммерческого партнерства» Ассоциация рекламистов Томска»
Рачковский Павел Юрьевич — главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Томской области, член союза архитекторов России;
Трусова Гульнара Султановна — специалист юридической службы ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право»;
Турутина Елена Сергеевна – Доцент ТГПУ, кандидат философских наук;
Фоминых Елена Петровна – помощник генерального директора ОАО «Томское пиво»
Шиптенко Дмитрий Александрович — директор ООО «Томский бизнес журнал»;
Ответственный секретарь — Базарова Наталья Валентиновна, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования.
Гости:
Косицына А.Н. – радиостанция «Радио Сибирь»
Селиванов Н.Ю - «Томский формат»
Головачев А.В.- ООО «Вебреклама»
1. Открытие заседания Совета. Вопросы изменения состава
Председатель Экспертного совета В.И.Шевченко: Приветственное слово. Повестка заседания. Изменение состава совета. Регламент заседания.
2. О результатах работы антимонопольного управления по рекламе, являвшейся предметом рассмотрения предыдущих экспертных советов
Шевченко: Напомню, в декабре 2012 на обсуждение и оценку Экспертного совета по рекламе выносилась реклама ночного клуба «Правда», распространяемая на территории г.Томска с использованием образов государственных наград. По факту распространения данной рекламы на основании решения Совета было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Реклама признана ненадлежащей, рекламодателю и рекламораспространителю выдано предписание. В последующем по результатам проведения административного расследования рекламодатель привлечен к административной ответственности в форме штрафа в размере 100 000 рублей. В настоящий момент указанные акты находятся в стадии обжалования в арбитражном суде.
Следующая реклама, которая была предметом рассмотрения нашего Совета, – это реклама акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!», распространяемой в г.Томске. Большинством голосов члены совета решили, что в представленной рекламе акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!...» используется бранное слово. Мебельный салон (рекламодатель) так же привлечен нами к административной ответственности в виде штрафа 100 тысяч рублей. На сегодняшний день акты Томского УФАС России по данной рекламе также оспариваются в суде.
Судебные решения по данным и другим делам будут озвучены на последующих заседаниях Экспертного совета по рекламе.
На обсуждение Членов Совета была представлена реклама IPhona 5, распространяемая в кабинах лифтов в г.Томске, реклама содержала женский образ, который, по мнению членов совета являлся оскорбительным и/или непристойным. По факту распространения данной рекламы виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В настоящий момент штраф оплачен, реклама удалена.
Кроме того, нами также направлено письмо в ФАС России об изменениях некоторых положений законодательства о рекламе, связанных с изданием корпоративных СМИ, сейчас данное письмо рассматривается в ФАС России.
Была предложена для включения в члены совета кандидатура Острова Андрея Михайловича - исполнительного директора некоммерческого партнерства «Ассоциация рекламистов Томска».
Обсуждение.
Решили:
Включить Острова Андрея Михайловича в члены Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России
3. Реклама туристической компании, - оценка на предмет наличия бранных слов
Чуклина Е.В.: В Томское УФАС России поступили сведения из СМИ о распространение в г. Томске рекламы «Алтай Тур», реклама выведена на экран (содержание: «Алтай тур Не про*би лето Телефон для справок 8-962-787-6676 http://vk.com/tomskaltay»). Данная реклама распространялась в г. Томске посредством буклетов, наружным способом, раздавалась в ночных клубах, использовалась в сети Интернет. Таким образом, привлекалось внимание к туристическим путевкам в Горный Алтай. СМИ попросили оценить данную рекламу на соответствие требованиям действующего законодательства. Мы в свою очередь хотим указать на те положения ФЗ «О рекламе», которые могут быть применимы или неприменимы в данном случае.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Предлагаем обсудить содержится ли в данной рекламе бранное слово.
Фоминых : Это не только бранное слово - оно нецензурное. Термин нецензурная брань есть в КоАПе .
Остров: В филологии нет понятия нецензурные слова, а вот в обществе есть цензура. Хочу заметить, что в мире существуют известные бренды, состоящие из нецензурных слов и они очень хорошо работают.
Баринова Ю.В.: В филологии существуют «Словарь матерных слов», «Словарь русского сквернословия». Данное слово можно найти в этих словарях, кроме того это слово- одно из четырех исходных корней для матершинных слов, поэтому оно безусловно относится к нецензурным словам.
Шевченко: перейдем к голосованию, при желании члены совета могут высказать свое мнение в анкете
Голосование Членов Совета:
Используется ли в представленной рекламе «Алтай Тур» бранное слово?
Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина, Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).
Ответили «нет» - 0 чел.
Решили:
В представленной рекламе «Алтай Тур» используется бранное слово.
4. Реклама мебельной компании, распространяемая в Калининградской области с использованием образа «Родина-мать зовет!», - оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений
Чуклина: В Томское УФАС России поступило письмо от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области с просьбой оценить на Экспертом совете по рекламе при Томском УФАС России рекламу мебельной компании на наличие непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В адрес Калининградского УФАС поступила жалоба жителя области на распространение одной из торговых сетей рекламы своих товаров с использованием женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (реклама выведена на экран). Автор обращения сообщил, что такая реклама оскорбляет его, «вызывает негативные переживания». Данная реклама сети магазинов, по мнению калининградских коллег, может содержать признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Плакат «Родина мать зовет» был создан известным художником И.Тоидзе в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Данные плакаты направлялись на фронт для поднятия боевого духа солдат.
В настоящее время в Калининграде проводится социологический опрос по данной рекламе.
Членам Экспертного совета по рекламе необходимо оценить является ли использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?
Фоминых: Данный образ был самым популярным из всех плакатов Великой отечественной войны. Он использовался в рекламе, были пародии на этот плакат. Памятники Родины-матери стоят по всему миру, образ Родины-матери стал символом победы и связан с государственным праздником - «Днем победы». В данном случае следует учитывать способ распространения - рекламные щиты и место распространения - город Калининград, где проходили военные действия, поэтому шутить с такими образами неуместно.
Баринова Ю.В: согласна, для людей старшего поколения этот плакат, очевидно, вызывает негативные переживания, принижает чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа. Возможно для молодого поколения этот плакат не вызовет никаких негативных переживаний. Но полагаю, что если есть такая часть людей, которые прошли через войну и для которых эта реклама является оскорбительной, мы должны принять это во внимание и посчитать данную рекламу оскорбительной.
Калинина-Сулакшина: Хотелось бы добавить, что сейчас достаточное количество молодежи, которая с трепетом и уважением относится к победе в Великой отечественной войне,
и я уверена, что если провести соцопрос, большая часть молодежи также отнеслась бы негативно к этому плакату.
Рачковский: В первую очередь - это плагиат, а потом уже оскорбление.
Шевченко: Предлагаю перейти к голосованию.
Голосование Членов Совета:
Является ли использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?
Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина, Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).
Ответили «нет» - 0 чел.
Решили:
Использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.
5. .Реклама компании «Клондайк», распространяемая в Калининградской области (оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений)
Чуклина: Калининградские коллеги попросили оценить рекламу компании «Клондайк» на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений в том частности в отношении расы, фото рекламы выведено на экран (рекламный плакат с изображением девушки-индианки, опирающейся на унитаз, гласит: «Ущу белого друга!... Все для ремонта на любой цвет и вкус»).
Федеральный закон «О рекламе» содержит норму, согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Как указывалось ранее отнесение слов и образов в рекламе к непристойным и оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, в связи с чем, хотелось бы услышать ваше мнение относительно данной рекламы.
Шиптенко: По-моему, название «Клондайк» вызывает ассоциацию с работорговлей. К тому же изображение индианки на плакате .Сочетание этих образов говорит об оскорблении расы.
Шевченко: Сочетание фразы «ищу белого Друга», «Клондайк», унитаза и девушки-индианки - наводит на мысль об оскорблении и «коробит».
Рачковский: В этой рекламе не так явно наличие непристойных и/или оскорбительных образов.
Голосование Членов Совета:
Содержится ли в рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности?
Ответили «Да» - 10 чел. (Шевченко, Москалева, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина, Калинина-Сулакшина, Кашина, Шиптенко).
Ответили «нет» - 2 чел.
Воздержались - 2 чел
Решили:
В рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности.
6. Реклама компании «Автоденьги», распространяемая в Калининградской области (оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений)
Чуклина: Еще одна реклама, распространяемая на территории Калининградской области - реклама компании «Автоденьги» (выведена на экран). Членам Совета необходимо высказать свое мнение о наличии в рекламе непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Баринова Ю.В.: В данной рекламе содержится непристойный образ и непристойное выражение. Непристойный смысл фразы «Мы даем!» актуализируется благодаря использованному изображению, а также благодаря восклицательному знаку, который выделяет данные слова в отдельное предложение.
Рачковский: Вульгарная реклама.
Фоминых: В данной рекламе все очевидно.
Голосование Членов Совета:
Содержится ли в рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений?
Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина, Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).
Ответили «нет» - 0 чел.
Решили:
В рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.
Калинина-Сулакшина: Предлагаю оценить на следующем заседании Совета рекламу пластиковых окон с изображением девушки, распространяемую на улицах г. Томска.
Обсуждение.
Решили:
Дать оценку рекламе пластиковых окон с изображением девушки, распространяемой на улицах г. Томска на следующем заседании Экспертного совета по рекламе
Экспертный совет решил:
1. Включить Острова Андрея Михайловича в члены Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России.
2. В представленной рекламе «Алтай Тур» используется бранное слово.
3. Использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.
4. В рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности.
5. В рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.
6. Дать оценку рекламе пластиковых окон с изображением девушки, распространяемой на улицах г. Томска на следующем заседании Экспертного совета по рекламе.