ПРОТОКОЛ заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 19 сентября 2013г.

Председательствовал:

Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России,

руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;

Члены Экспертного совета:

Баринова Юлия Владимировна – ассистент кафедры русского языка филологического факультета ТГУ, кандидат филологических наук.

Валевич Татьяна Викторовна – председатель комитета по работе со СМИ Департамента Информационной политики и работе с общественностью Администрации Томской области;

Калинина – Сулакшина Ольга Степановна – директор галереи «Искусство и актуальность», член Творческого Союза художников России, Сопредседатель координационного совета женщин при Мэре г.Томска;

Кашина Татьяна Ивановна — руководитель бюро в Томской области Информационного агентства «Интерфакс-Сибирь»;

Москалева Ирина Анатольевна — начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области;

Перетягина Елена Владиславовна – председатель Комитета по охране объектов историко-культурного наследия Департамента по культуре Томской области

Остров Андрей Михайлович- исполнительный директор некоммерческого партнерства» Ассоциация рекламистов Томска»

Рачковский Павел Юрьевич — главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Томской области, член союза архитекторов России;

Трусова Гульнара Султановна — специалист юридической службы ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право»;

Турутина Елена Сергеевна – Доцент ТГПУ, кандидат философских наук;

Фоминых Елена Петровна – помощник генерального директора ОАО «Томское пиво»

Шиптенко Дмитрий Александрович — директор ООО «Томский бизнес журнал»;

Ответственный секретарь — Базарова Наталья Валентиновна, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования.

Гости:           

Косицына А.Н. –   радиостанция «Радио Сибирь»

Селиванов Н.Ю - «Томский формат»

Головачев А.В.- ООО «Вебреклама»

1.                  Открытие заседания Совета. Вопросы изменения состава

Председатель Экспертного совета В.И.Шевченко: Приветственное слово. Повестка заседания. Изменение состава совета. Регламент заседания.

2.                  О результатах работы антимонопольного управления по рекламе, являвшейся предметом рассмотрения предыдущих экспертных советов

Шевченко: Напомню, в декабре 2012 на обсуждение и оценку Экспертного совета по рекламе выносилась  реклама ночного клуба «Правда», распространяемая на территории г.Томска с использованием образов государственных наград. По факту распространения данной рекламы на основании решения Совета было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Реклама признана ненадлежащей, рекламодателю и рекламораспространителю выдано предписание.  В последующем по результатам проведения административного расследования рекламодатель привлечен к административной ответственности в форме штрафа в размере 100 000 рублей. В настоящий момент указанные акты находятся в стадии обжалования в арбитражном суде.

Следующая реклама, которая была предметом рассмотрения нашего Совета,  – это реклама акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!», распространяемой в г.Томске. Большинством голосов члены совета решили, что в представленной рекламе акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!...» используется бранное слово. Мебельный салон (рекламодатель) так же  привлечен нами к административной ответственности в виде штрафа 100 тысяч рублей. На сегодняшний день акты Томского УФАС России по данной рекламе также оспариваются в суде.

Судебные решения по данным и другим делам будут озвучены на  последующих заседаниях Экспертного совета по рекламе.

На обсуждение Членов Совета была представлена реклама IPhona 5, распространяемая в кабинах лифтов в г.Томске, реклама содержала женский образ, который, по мнению членов совета являлся оскорбительным и/или непристойным. По факту распространения данной рекламы виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В настоящий момент штраф оплачен, реклама удалена.

Кроме того, нами также направлено письмо  в ФАС России об изменениях некоторых положений законодательства о рекламе, связанных с изданием корпоративных СМИ, сейчас данное  письмо рассматривается  в ФАС России.

Была предложена для включения в члены совета  кандидатура Острова Андрея Михайловича - исполнительного директора некоммерческого партнерства «Ассоциация рекламистов Томска».

Обсуждение.

Решили:

Включить Острова Андрея Михайловича в члены Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России

3. Реклама   туристической   компании, -  оценка  на  предмет наличия бранных слов

Чуклина Е.В.:  В Томское УФАС России поступили сведения из СМИ о  распространение в г. Томске рекламы «Алтай Тур», реклама выведена на экран (содержание: «Алтай тур Не про*би лето Телефон для справок 8-962-787-6676 http://vk.com/tomskaltay»). Данная реклама распространялась в г. Томске посредством буклетов, наружным способом, раздавалась в ночных клубах, использовалась в сети Интернет. Таким образом, привлекалось внимание к туристическим путевкам в Горный Алтай. СМИ попросили оценить данную рекламу на соответствие требованиям действующего законодательства. Мы в свою очередь хотим указать на те положения ФЗ «О рекламе», которые могут быть применимы или неприменимы в данном случае. 

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Предлагаем обсудить содержится ли в данной рекламе бранное слово.

Фоминых : Это не только бранное слово - оно нецензурное. Термин нецензурная брань есть в КоАПе .

Остров: В филологии нет понятия нецензурные слова, а вот в обществе есть цензура. Хочу заметить, что в мире существуют известные бренды, состоящие из нецензурных слов и они очень хорошо работают.

     Баринова Ю.В.: В филологии существуют «Словарь матерных слов», «Словарь  русского сквернословия». Данное слово можно найти в этих словарях, кроме того это слово- одно из четырех исходных корней для матершинных слов, поэтому оно  безусловно  относится к нецензурным словам.

Шевченко: перейдем к голосованию, при желании члены совета могут высказать свое мнение в анкете

Голосование Членов Совета:

 Используется ли в представленной рекламе  «Алтай Тур» бранное слово?

Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина,  Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).

Ответили «нет» - 0 чел.

Решили:

В представленной рекламе «Алтай Тур» используется бранное слово.

 

4. Реклама мебельной компании, распространяемая в Калининградской области с использованием образа «Родина-мать зовет!», - оценка на предмет наличия  непристойных    и/или    оскорбительных     образов,     сравнений     и     выражений

Чуклина: В Томское УФАС России поступило письмо от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области с просьбой оценить на Экспертом совете по рекламе при Томском УФАС России рекламу мебельной компании на наличие непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

В адрес Калининградского УФАС поступила жалоба жителя области на распространение одной из торговых сетей рекламы своих товаров с использованием женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (реклама выведена на экран). Автор обращения сообщил, что такая реклама оскорбляет его, «вызывает негативные переживания». Данная  реклама сети магазинов, по мнению калининградских коллег,  может содержать  признаки нарушения части 6 статьи 5  Закона о рекламе.

Плакат «Родина мать зовет» был создан известным художником И.Тоидзе в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Данные плакаты направлялись на фронт для поднятия боевого духа солдат.

В настоящее время в Калининграде проводится социологический опрос по данной рекламе. 

Членам Экспертного совета по рекламе необходимо оценить является ли использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери»  оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?

Фоминых: Данный образ был самым популярным из всех плакатов  Великой отечественной войны. Он использовался в рекламе, были пародии на этот плакат. Памятники Родины-матери стоят по всему миру, образ Родины-матери стал символом победы и связан с государственным праздником - «Днем победы». В данном случае следует учитывать способ распространения - рекламные щиты и место распространения - город Калининград, где проходили военные действия, поэтому шутить с такими образами неуместно.

Баринова Ю.В: согласна, для людей старшего поколения этот плакат, очевидно, вызывает негативные переживания, принижает чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа. Возможно для молодого поколения этот плакат не вызовет никаких негативных переживаний. Но полагаю, что если есть такая часть людей, которые прошли через войну и для которых эта реклама является оскорбительной, мы должны принять это во внимание и посчитать данную рекламу оскорбительной.

Калинина-Сулакшина: Хотелось бы добавить, что сейчас достаточное количество молодежи, которая с трепетом и  уважением относится к победе в Великой отечественной войне,

и я уверена, что если провести соцопрос, большая часть молодежи также отнеслась бы негативно к этому плакату.

       Рачковский: В первую очередь - это плагиат, а потом уже оскорбление.

Шевченко: Предлагаю  перейти к голосованию.  

Голосование Членов Совета:

Является ли использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?

Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина,  Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).

Ответили «нет» - 0 чел.

Решили:

     Использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери»  является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

5. .Реклама компании «Клондайк», распространяемая в Калининградской области (оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений)

     Чуклина: Калининградские коллеги попросили оценить  рекламу компании «Клондайк» на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений в том частности в отношении расы, фото рекламы выведено на экран (рекламный плакат с изображением девушки-индианки, опирающейся на унитаз, гласит: «Ущу белого друга!... Все для ремонта на любой цвет и вкус»).

 Федеральный закон «О рекламе» содержит норму, согласно  которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как указывалось ранее отнесение слов и образов в рекламе к непристойным и оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, в связи с чем, хотелось бы услышать ваше мнение относительно данной рекламы.

      Шиптенко: По-моему, название «Клондайк» вызывает ассоциацию с работорговлей.  К тому же изображение индианки на плакате .Сочетание этих образов  говорит об оскорблении расы.

       Шевченко: Сочетание фразы «ищу белого Друга», «Клондайк», унитаза и девушки-индианки - наводит на мысль об оскорблении и «коробит».

     Рачковский: В этой рекламе не так явно наличие непристойных и/или оскорбительных образов.

Голосование Членов Совета:

Содержится ли в рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности?

Ответили «Да» - 10 чел. (Шевченко, Москалева, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина,  Калинина-Сулакшина, Кашина,  Шиптенко).

Ответили «нет» - 2 чел.

Воздержались - 2 чел

Решили:

В рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности.

6.      Реклама компании «Автоденьги», распространяемая в Калининградской области (оценка на предмет наличия непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений)

   Чуклина: Еще одна реклама, распространяемая на территории Калининградской области - реклама компании «Автоденьги» (выведена на экран). Членам Совета необходимо высказать свое мнение о наличии в рекламе непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений.

   Баринова Ю.В.: В данной рекламе содержится непристойный образ и непристойное выражение. Непристойный смысл фразы «Мы даем!» актуализируется благодаря использованному изображению, а также благодаря восклицательному знаку, который выделяет данные слова в отдельное предложение.

      Рачковский: Вульгарная  реклама.

      Фоминых: В данной рекламе все очевидно.

Голосование Членов Совета:

  Содержится ли в рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений?

Ответили «Да» - 14 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Турутина, Базарова, Перетягина,  Валевич, Калинина-Сулакшина, Кашина, Остров, Шиптенко, Баринова).

Ответили «нет» - 0 чел.

     Решили:

 В рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.

    Калинина-Сулакшина: Предлагаю оценить на следующем заседании Совета рекламу пластиковых окон  с изображением девушки, распространяемую на улицах г. Томска.

  Обсуждение.

    Решили:

   Дать оценку рекламе пластиковых окон  с изображением девушки, распространяемой на улицах г. Томска на следующем заседании Экспертного совета по рекламе

Экспертный совет решил:

1. Включить  Острова Андрея Михайловича в члены Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России.

2. В представленной рекламе «Алтай Тур» используется бранное слово.

3. Использование в рекламе мебельной компании, распространяемой в Калининградской области образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

4. В рекламе компании «Клондайк», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности.

5. В рекламе компании «Автоденьги», распространяемой в Калининградской области используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.

6.  Дать оценку рекламе пластиковых окон  с изображением девушки, распространяемой на улицах г. Томска на следующем заседании Экспертного совета по рекламе.

 

Дата проведения Совета: 
19 сентября 2013, 17:00