УФАС: контроль госзакупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Почти вдвое больше нарушений в сфере госзакупок выявили томские антимонопольщики. Общая сумма штрафов превысила два миллиона рублей.

О результатах контроля госзакупок согласился рассказать Владимир Шевченко — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области.

Какие нарушения антимонопольная служба чаще всего выявляет при рассмотрении поступающих жалоб на проводимые для государственных нужд закупки?

Владимир Иванович: Наиболее частые нарушения связаны с неточным описанием предмета закупки, несоблюдением сроков проведения закупок и публикаций различных документов, изменением документации уже после заключения контракта. Последний такой случай произошел в Томском районе при строительстве копии дорожного дома Цесаревича. Местная администрация изменила сроки выполнения работ и материалов, что запрещено федеральным законодательством. Кроме того, антимонопольщики не уверены в честности чиновников. За этот год с их стороны не поступило ни единой жалобы на недобросовестного поставщика.

В каких случаях подают заявления для включения в реестр недобросовестных поставщиков?

Владимир Иванович: Нам подают в реестр сведения, когда поставщик чего-то не смог сделать по контракту или отклонился от него. И очень мало подается муниципалитетами. Такое ощущение все контракты там исполняются. А у них обязанность подавать нам сведения. Значит, нам просто их не подают. То есть, скрывая все эти нарушения. А кто контролирует: подают или не подают? Да никто. Они проверяют сами себя.

Наши органы власти нарушают саму процедуру расторжения контракта (с недобросовестными поставщиками). Это говорит о том, что недобросовестный предприниматель, который не заключил контракт или его не исполнил, уходит от ответственности – включения в реестр (недобросовестных поставщиков). А это какая еще коррупционная составляющая.

Кто помогает вам выявлять нарушения?

Владимир Иванович: Контролирующие органы разных уровней имеют право проверять только соответствующую категорию закупок: федеральные – закупки на российском уровне, местные – только областные, муниципальные – только городские. Но далеко не все из них сообщают о нарушениях со стороны поставщиков в ФАС. Все больше и больше материалов присылают счетные палаты.

С нарушениями в казну поступают и штрафы.

Владимир Иванович: Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Томской области направило в бюджеты различных уровней более 2,3 миллиона рублей, собранных в качестве штрафов за нарушения антимонопольного законодательства чиновниками в 2016 году.

Нередко решения антимонопольщикам приходится отстаивать в суде.

Какова статистика судебных дел ФАС России по государственному заказу за прошедший 2016 год? Как часто суды принимали сторону контролирующего органа?

Владимир Иванович: В прошлом году УФАС выиграло десять процессов. В этом году их уже семь. Из них пять мы выиграли, по двум частичная отмена. Фактически это устоявшиеся наши решения, но чего-то судья там исключил. Для особо одаренных написано: вот это делать нельзя, вот это можно, это вот так, это вот так. Там как для первоклашки.

Сфера госзакупок неизменно вызывает большое количество вопросов как у заказчиков, так и у поставщиков. ФАС России ежегодно выпускает разъяснения положений 44-ФЗ. Необходимо следить как за разъяснениями антимонопольной службы, так и за позицией Минэкономразвития России.