Заявителя отключили от рекламных рассылок

Томское УФАС возбудило дело о нарушении рекламного законодательства в отношении онлайн-магазина «ЛитРес» по жалобе гражданина на навязчивую маркетинговую рассылку.

В управление пожаловалась пользовательница онлайн-магазина электронных и аудиокниг «ЛитРес» по факту направления ей на электронную почту спам-рассылки, несмотря на неоднократные требования о прекращении подобных действий. Дело в том, что заявительница не давала своё согласие на получение такой рассылки, а только приобрела несколько книг. Однако при покупке книг она приняла договор - публичную оферту, нажав на кнопку «Перейти к оплате» и указав свой адрес электронной почты. По условиям онлайн-магазина согласием, в том числе на получение маркетинговой информации, является регистрация на сайте или в мобильном приложении. Однако по закону о рекламе распространение рекламы по сетям возможно только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Это согласие должно чётко содержать волю конкретного абонента на получение рекламы и должно быть зафиксировано. При отсутствии таких доказательств реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента, то есть с нарушением законодательства.

Как отмечают антимонопольщики, сам факт принятия условий оферты при регистрации на сайте «ЛитРес» не подтверждает согласие пользователя на получение рекламы, поскольку отражает волю заявителя исключительно на получение доступа к книгам. При этом предусмотрённое в оферте автоматически действующее независимо от воли абонента согласие на получение рекламы вынуждает его (осознанно либо неосознанно) согласиться на получение рассылки рекламного характера в целях получения желаемого доступа к книгам.