Как ТДСК захватила строительный рынок. Спойлер: нечестным путём

В 2015-2016 годах за счёт средств областного бюджета у Томской домостроительной компании была приобретена проектно-сметная документация на строительство девяти общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений на 40 с лишним тысяч рублей, реализация которых в дальнейшем не предусмотрена.

При этом следует отметить, что три ПСД на 12 тысяч рублей уже списаны на основании распоряжений администрации Томска. Шесть оставшихся ПСД ждёт та же участь.

Также необходимо обратить внимание, что ПСД, приобретенная в 2015 году, разработана различными организациями, а в 2016 году – ГК ТДСК. Для кого они их разрабатывали? Чтобы продать администрации, которая их не собирается строить? Каким образом, на эти заранее провальные проекты, были выделены средства областного бюджета? Чтобы обогатить ТДСК? Местные СМИ взахлеб пишут, сколько ТДСК инвестировала в строительство школ и детских садов. А почему именно ТДСК?

Ах, как жаль, что нельзя и дальше, прикрываясь механизмами государственно-частного партнёрства, уходить от закупочных процедур! Каков механизм формирования стоимости выкупаемого имущества? Неизвестно.

За это время муниципалитетом были приобретены у ТДСК два здания с оборудованием и земельными участками для размещения общеобразовательных организаций на 1100 мест по улице Береговая и по улице Никитина в Томске общей стоимостью чуть более двух миллионов рублей.

В рамках исполнения муниципального контракта построена общеобразовательная организация на 1100 мест по улице Дизайнеров, 4 в Томске, где заказчиком был ДКС. Стоимость строительства составила 988 тысяч рублей. Подозрительно дёшево.

2019 год

ТДСК заключила шесть контрактов, общая стоимость которых более пяти миллиардов рублей. По пяти из них срок выполнения закончился в 2021 году. Однако исполнено полностью лишь три контракта – 15% от общей стоимости. По двум контрактам невыполнение составило 19,8-31%. Причем, согласно данным сайта закупок, штрафные санкции за просрочку не начислялись.

По объекту «Реконструкция аэропортового комплекса «Богашево» (г. Томск)», срок выполнения работ заканчивается 1 ноября текущего года. На данный момент, согласно графику производства работ, процент невыполнения равняется 38,2. При этом компании начислены штрафные санкции в размере 106 миллионов рублей, ТДСК они не выплачены.

Хорошо живёт ТДСК – являясь единственным поставщиком, с которым заключены контракты в связи с тем, что конкурсы признаны несостоявшимися – не исполняет условия контрактов и не платит при этом штрафы. Судится, наверно…

А вот начиная с 2020 года ситуация меняется

«Опыт по применению механизмов ГЧП при строительстве детских садов был чрезвычайно удачным. Потому мы и представители региональных властей, предполагали использовать его и при строительстве новых школ. Но за последние годы законодательство о ГЧП сильно изменилось. И, по моим ощущениям, этот проект не состоится. Школы будут строиться с использованием других механизмов финансирования», – сказал Шпетер. Гендиректор ТДСК Александр Карлович Шпетер.

Самым удачным оказался опыт в продаже на сумму 40 с лишним тысяч рублей администрации ПСД на сады, которые никогда не будут построены.

ГЧП отпало, прикрываться им для совершения свое экспансии ТДСК уже не получается. И гендиректор компании Александр Шпетер с замом губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгением Паршуто (покинул пост в мае этого года) судорожно начинают искать выход. И в итоге находят.

Из средств областного бюджета администрации города в период с 2020 по 2021 годы на строительство садов и школ были выделены денежные средства в общем размере более четырёх миллиардов рублей (по анализируемым десяти объектам на основании начальной максимальной цены контракта).

И вот тут начинается самое интересное – условия закупок в части требований к поставщикам составлены так, что у ТДСК всегда самый высокий балл, независимо от цены им предложенной.

Все начинается с проектирования. Из десяти объектов 100% контрактов на проектирование заключены с ООО «ПКБ ТДСК». Первоначальное снижение НМЦК составило 20,5 %. Оно связано с большим количеством участников торгов по каждому объекту (до девяти заявок).

Однако условия конкурсной документации по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению проектно-изыскательских и/или проектных работ на строительство аналогичных объектов (детские дошкольные организации), по результатам которых получены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» привели все попытки сторонних проектных организаций выиграть торги к нулевому результату. Этот опыт должен быть пять-семь лет

Максимальное количество баллов – 40 – было присуждено только ООО «ПКБ ТДСК», разброс количества баллов у оставшихся участников варьировался от 0,5 до 32.

Не слишком ли жесткое условие – период от пяти до семи лет? Наверное, нет, поскольку данный критерий был установлен специально для того, чтобы ТДСК выиграла в любом случае, несмотря даже на то, что его ценовые предложения в некоторых случаях были не самыми минимальными.

Вот таким образом из сферы проектирования муниципальных заказов были «выдавлены» все сторонние организации, кроме ТДСК.

А так как ПСД разрабатывалась непосредственно проектной организацией ТДСК при проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ уже никто и не захотел подавать заявки, и в результате по всем десяти объектам контракты заключены с «дочками» ТДСК (ЗАО СУ ТДСК, ООО СМУ ТДСК, ООО Спецстрой ТДСК). При этом, по девяти объектам, планируемым к строительству, Томская домостроительная компания была единственным участником, подавшим заявку.

Дальше – больше

Так как по строительному законодательству при проведении работ по возведению, реконструкции, капитальному ремонту должен осуществляться строительный контроль заказчика, Департаментом капитального строительства были объявлены торги на оказание услуг строительного контроля по вышеуказанным объектам.

Начальная максимальная цена контрактов установлена в общей сумме 94 тысячи рублей. Было подано большое количество заявок от различных организаций. Но, как и следовало ожидать, ГК ТДСК не выгодно, чтобы их контролировали сторонние организации, поэтому победителем стала одна из организаций ТДСК (АО ТОМ-ДОМ ТДСК), которая предложила цену ниже на 77,4%. Никакие из сторонних организаций за такие деньги не стали бы работать, но тут стояла задача «не пустить», что и видно по результатам прошедших торгов. И не подкопаешься – юридически другая контора. Но мы то знаем, что рулит всем Александр Шпетер.

Отличная получается история: сами проектируем – сами строим – сами контролируем.

А как же наша доблестная ТДСК участвует в строительстве социально значимых объектов? Никак. Зачем им это без механизма ГЧП? Или уже захлебнулись быть единственными строителями Томской области?

Наглядный пример. Аукцион на разработку ПСД на строительство поликлиники в микрорайоне Южные ворота (ИКЗ 212701705867570170100100940017112414). НМЦК установлена в размере 22 миллионов рублей. На торгах были рассмотрены четыре заявки, среди которых ТДСК отсутствовало. По результатам проведенной закупки заключен контракт с ООО «Комплекспроект», стоимость выполнения работ по которому составила 10 миллионов рублей. Снижение равнялось 51 %. В то время как по контрактам с ТДСК снижение в ходе торгов на право заключить контракты равнялось лишь 20,5 %.

Что же ТДСК не стала проектировать и строить поликлинику в своём же микрорайоне? А, понятно! Здесь же не наживешься на продаже некачественных квартир. И соглашение о ГЧП уже не действует.

Школу-то в микрорайоне Южные Ворота по улице Грачева, 6а построили в рамках ГЧП с последующим выкупом за 1,1 миллиард рублей. Из чего сложилась цена – неизвестно. Контроля со стороны власти не было никакого, так как нельзя проверить такое строительство с точки зрения расходования бюджетных средств. А качество? Какое может быть качество, если строительный контроль осуществляет «дочка» ТДСК.

В школе по улице Дизайнеров, построенной ТДСК в рамках исполнения муниципального контракта, через четыре года стали вздыбливаться полы с плиткой в коридорах. Кто ремонтирует? Сама школа. И это не дефекты эксплуатации, а однозначно дефекты строительства. Центральная стеклянная лестница закрыта для прохода в связи с её небезопасностью. Однако ТДСК продолжает строить школы по данному типовому проекту. И никого это не волнует. Просто закрывают эту лестницу и все.

Отдельного внимания требует ситуация по строительству ТДСК детских садов в сёлах Мельниково и Кожевниково.

В конце 2020 года томское УФАС обвинило СМУ ТДСК и СУ ТДСК в том, что компании начали строить детские сады в селах Кожевниково и Мельниково еще до того, как победили в аукционах. Компаниям назначили штрафы на общую сумму около ста миллионов рублей. ТДСК отрицает сговор с сельскими администрациями. Холдинг заявил, что не мог заранее предугадать итоги аукционов, однако намеренно начал готовить площадки до победы – в ТДСК это назвали предпринимательским риском.

Примечателен в этом свете комментарий замгубернатора Евгений Паршуто по вопросу претензий ФАС:

«В части стройки никаких претензий к генеральным подрядчикам, которые работали над этими объектами, нет. Они построены в срок, профинансированы и запущены в работу. Все вопросы, которые задало УФАС, думаю, будут решаться в судебном порядке. Посмотрим, какие там будут результаты. Что касается претензий к «дочкам» ТДСК, администрация не считает, что холдинг что-то нарушил. Компания работала, допустила предпринимательский риск, вышла на площадку. [...] Мы не видим здесь каких-то серьезных нарушений, которые могли бы повлечь за собой такие огромные штрафы, сопоставимые со сметной стоимостью объекта», – сказал Паршуто. Лукавит Евгений Валерьянович. В очень тесной связке они с ТДСК.

Исходя из того, кем составляется конкурсная документация на торги и какие прилагаются при этом усилия для скрытого ограничения конкуренции путём выставления условий, которым с максимальным баллом может соответствовать только ТДСК, а также исходя из подавления основных конкурентов на строительном рынке Томской области очень сложно было не предугадать исход аукционов!