Примеры больших маленьких ошибок чиновников

Администрация городского округа Стрежевой Томской области оказалась серьезным нарушителем антимонопольного законодательства РФ. Жалобы на администрацию поступили от индивидуального предпринимателя ООО "АТМ АКРОНЕКС".

Томское УФАС России признало обоснованными жалобы индивидуального предпринимателя и ООО "АТМ АКРОНЕКС" на действия администрации города Стрежевой. Администрация допустила ряд ошибок при проведении двух аукционов на право заключения муниципальных контрактов на устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона, поставку и монтаж покрытия для "умной" спортивной площадки. УФАС предписало устранить нарушения законодательства о контрактной системе.

ООО "АТМ АКРОНЕКС" выявило, что заказчик (администрация) в извещении о проведении аукциона установил необоснованные требования к участникам, хотя на законодательном уровне не имел на это прав. Жалобы привлекли внимание УФАС, которое провело внеплановую проверку. В ходе проверки было выявлено, что извещения о проведении электронных аукционов были размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет в следующий период - 28 и 29 июля 2022 года.

Максимальная цена контракта на устройство асфальтобетонного покрытия составила порядка 10,3 миллиона рублей, цена контракта на поставку и монтаж покрытия спортивной площадки составила 28,7 миллиона рублей. По итогу оба этих аукциона не состоялись по причине отсутствия заявок на участие в аукционе.

УФАС усмотрело неверное применение администрацией Стрежевого положений Постановления N2571 Правительства Российской Федерации, а это не могло не сказаться на результатах аукционов.

Дело в том, что в аукционной документации администрация Стрежевого просила участников в составе заявки представить документы, в подтверждение опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройство территории.

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, заказчик обязан указать в документации дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг. В числе дополнительных требований должно быть и наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, а также наличие деловой репутации.

Однако одновременно с этим, заказчику запрещено возлагать на участника торгов обязанность представления документов для участия в аукционе, представление которых не предусмотрено Законом о контрактной системе и подзаконными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.

В сложившейся ситуации, администрация, неверно истолковав положение Постановления N2571, включила в документацию аукциона на выполнение работ по устройству асфальтовой беговой дорожки дополнительные требования.

В конечном итоге комиссия решила, что проведенные администрацией Стрежевого работы, предусмотренные извещением об осуществлении аукциона, не относятся к работам по строительству некапитального строения, к которым хотели и приписать дополнительные требования, поскольку асфальтовая беговая дорожка является составной частью объекта капитального строительства (стадиона). В результате проверки УФАС обнаружило, что аукционная документация на поставку и монтаж покрытия для "умной" спортивной площадки также содержит в себе глупую очевидную ошибку.

Администрация возложила на участника торгов излишнюю обязанность, обязав участника торгов предоставить сведения, относящиеся к работам по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

Таким образом, в обоих случаях выявленных нарушений заказчик (администрация) нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе: "Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона".

Подобная ситуация заставляет задуматься о компетентности членов администрации Стрежевого. Без учета законодательных норм открывать какой-либо аукцион можно только разве что в узких домашних кругах в качестве игры, а не на уровне Томской области за счет бюджетных денег.