УФАС предупреждает муниципалитеты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУТомское УФАС России предупредило администрации города Кедровый, Бакчарского, Малиновского сельских поселений, советы Усть-Тымского и Парбигского сельских поселений о недопустимости ограничения конкуренции при организации похоронного дела и обязало привести Положения об организации оказания ритуальных услуг и содержании мест захоронений в соответствие законодательству.

Согласно законодательству, содержание кладбищ, проведение землеустроительных работ, регистрация захоронений, выявление бесхозных могил и ведение архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений, хранение книг регистрации захоронений), не должно осуществляться хозяйствующим субъектом, поскольку общественные кладбища, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, не могут быть предоставлены в ведение такому субъекту. Муниципалитетами утверждены Положения, согласно которым специализированной службе по вопросам похоронного дела передаются функции органа местного самоуправления по содержанию общественного кладбища. Вместе с тем такая специализированная служба априори является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, и в силу закона соответствует понятию хозяйствующего субъекта.

Так, администрацией Кедрового, советами Усть-Тымского и Парбигского сельских поселений предусмотрена возможность передачи функции органа местного самоуправления по ведению журнала регистрации захоронений и их электронный учет, заключения договоров на оказание отдельных ритуальных услуг и выполнение работ по устройству и содержанию мест погребения муниципальной специализированной службе. Администрация Кедрового такую возможность реализовала, передав полномочия муниципальному учреждению «Культура», являющемуся хозсубъектом. На основании Положения в Малиновском сельском поселении специализированная служба ответственна за устройство и содержание мест погребений, предоставление гарантированного законодательством перечня услуг по погребению, а также погребение умерших (погибших), не имеющих близких родственников. Согласно законодательству, работы по содержанию кладбищ являются конкурентным видом деятельности, в связи с чем выполнение таких работ должно осуществляться хозяйствующим субъектом, выбранным в соответствии с Законом о контрактной системе, посредством проведения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет совмещения функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Администрацией Бакчарского сельского поселения полномочия по организации похоронного дела, по транспортировке тел умерших граждан в бюро судебно-медицинской экспертизы, регистрации захоронений переданы напрямую двум индивидуальным предпринимателям, не относящимся к специализированным службам. Тем самым администрацией поселения создано преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности определенным предпринимателям, а также дискриминационные условия для вхождения на товарный рынок оказания услуг иным хозяйствующим субъектам.

Отметим, что пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на создание дискриминационных условий, приводящих или способных привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В действиях администрации Бакчарского сельского поселения антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения сразу двух норм Закона о защите конкуренции - п. 8 ч. 1 и ч. 1 ст. 15 Закона.

Муниципалитеты должны исполнить предупреждения в течение 60 дней с момента получения предупреждения, при добровольном исполнении предупреждения виновные лица не подлежат привлечению к административной ответственности.

*** фото: