Общественный контроль + профессионализм

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В начале марта в медиа­центре РИА Новости прошли встречи журналистов с руко­водителями Томского УФАС России. Начальник управления Владимир Шевченко сделал обзор нарушений в сфере раз­мещения заказов за период 2007-2011 годы. Елена Фо­миных, начальник отдела по рекламе, рассказала о фактах выявления нарушений ФЗ «О рекламе» и особенностях дел прошедшего года.

Усиление контроля за размещением заказов

Владимир Шевченко сообщил, что в 2011 году поступило 229 жалоб, их количество за пять лет выросло в два раза. При этом обо­снованными признано всего 16% обращений. На лицо факт, что граждане за помощью и защитой своих прав идут не в суды, а об­ращаются в управление ФАС, что среди населения растет доверие к этому органу исполнительной власти. Начальник отметил, что совместная работа с населением – это не только феномен, но и боль­шой профессиональный опыт.

Томский ФАС России среди 82-х региональных управлений находится на 20-м месте, а по от­дельным направлениям – пресс-служба, реклама, недобросовестная конкуренция, госзакупки – входит в десятку лучших, а по работе с ад­министративными нарушениями занимает 8 место!

Ежегодно растет количество воз­бужденных дел по административ­ным правонарушениям: за пять лет оно увеличилось почти в четыре раза. Наиболее частые в прошлом году административные правона­рушения представлены в таблице.

Динамика роста администра­тивных нарушений и наложения штрафов за пять лет хорошо видна на диаграмме (рис. 1). С каждым годом управление собирает все больше и больше штрафов (рис. 2). В 2012 году уже возбуждено около 20 дел, сумма штрафов составила 500 тыс. рублей. Есть два дела по естественным монополиям, кото­рые не закончены.

Успеху в работе способствует сотрудничество с прокуратурой, Роспотребнадзором и другими контролирующими органами и структурами. Одна из основных задач остается работа с судами, за последние годы они тоже получи­ли определенный опыт. Так, в 2011 году из 72 обжалованных актов су­дом отменены только 13.

В УФАС ведется Реестр недобро­совестных поставщиков. Количе­ство обращений также ежегодно растет: если в 2007 году было всего 12, то в 2011 году – 73 таких обра­щения, из которых 21 было вклю­чено в реестр. Традиционно при­чиной отказа о включении в реестр недобросовестных поставщиков стало в большинстве случаев от­сутствие доказательной базы по фактам и их документальное обо­снование. Оказалось, что трудно вычислить, в какой сфере больше нарушений, они есть везде, но тра­диционно лидером остается сфера ЖКХ. В прошлом среди нарушите­лей значились университеты, Кар­диоцентр, Военно-медицинский факультет.

Владимир Шевченко отметил, что реформы в сфере закупок про­должаются, но закон о госзакупках 94-ФЗ «жив и будет жить». В тече­ние шести лет в него было внесено 19 поправок. С 2011 года действует федеральный закон по естествен­ным монополиям и госкорпораци­ям. В настоящее время заканчива­ется разработка нового документа – «О федеральной контрактной си­стеме» (ФКС), который будет го­тов к лету. Законов достаточно, но не хватает инструментария, меха­низма их грамотной реализации.

В прошлом году при прокуроре Томской области создан Коорди­национный совет по государствен­ным и муниципальным закупкам, прошло два заседания. Результа­том его работы должна стать выра­ботка методических рекомендаций для муниципалитетов, чтобы они меньше нарушали 94-й федераль­ный закон. При Томском УФАС России работает Экспертный со­вет по рекламе. Владимир Шевчен­ко считает, что в скором будущем обязательно появятся обществен­ные институты, которые будут осуществлять народный контроль. Количество заявлений от населе­ния тоже будет расти, а значит, и увеличится объем работы в Том­ском УФАС.

Томичи толерантны к нарушениям в рекламе

Елена Фоминых, начальник от­дела по рекламе, отметила, что в 2011 год число выявляемых на­рушений закона «О рекламе» про­должало расти. Всего возбужден­но и рассмотрено 116 дел. Из всех нарушений только три дела были в отношении органов власти по фактам принятия ненормативных актов, противоречащих рекламно­му законодательству, а остальные – в отношении представителей бизнеса – рекламодателей, рекла­мопроизводителей и рекламора­спространителей. Закон «О рекла­ме» принят в 2006 году, но до сих пор в бизнесе сохраняется право­вая неграмотность и нежелание следовать букве закона. Главный принцип поведения: «Я не знаю и не хочу знать!»

Из поступивших в 2011 году 84-х заявлений, по 49 возбуждены дела (58%).Специалист посетова­ла, что в Томской области меньше заявлений, чем в других регионах. Томичи более толерантны к нару­шениям и мало реагируют на недо­бросовестную рекламу. Например, всего по одному делу было воз­буждено по «оскорбительной» и «скрытой» рекламе, потому что ее очень трудно идентифицировать и доказать можно только по заявле­нию потребителя.

В 116 делах выявлено 162 фак­та нарушений, так как 46 дел воз­буждено по нескольким признакам нарушения норм закона о рекламе. Лидерами прошлого года стали не­добросовестная реклама – 32 дела, реклама пива – 25 дел, реклама ме­дицинских услуг – 27 дел, реклама в печатных СМИ – 19 дел (прежде всего в Томской области).

Более подробно специалист ФАС остановилась на нарушениях по рекламе, имеющей сходство с до­рожными знаками или иным об­разом угрожающей безопасности движения транспорта. Возбуждено 12 дел, в основе которых факты на­рушения ГОСТа: четыре дела – по растяжкам, два дела – о рекламе размещенной в непосредственной близости от дорожного полотна, два – на опоре знака дорожного движения, еще четыре – схожей со знаком дорожного движения. Комиссия УФАС делала выводы о признании рекламы ненадлежа­щей только на основании заклю­чения ГИБДД. Пять дел возбужде­ны по основаниям, поступившим из прокуратуры, остальные – по собственной инициативе. В ре­зультате выдано девять предписа­ний и четыре штрафа на сумму 304 тыс. рублей (ИП – 4 тыс. рублей и по 100 тыс. рублей с юридических лиц).

Среди ненадлежащей рекламы медицинских услуг восемь дел воз­буждено по причине отсутствия ли­цензии. Потребитель идет за док­тором, доверяет ему свое здоровье. При обращении в медучреждение необходимо проверять лицензию на данный вид услуги. Требуется особая бдительность! Часто не­добросовестная конкуренция (при отсутствии лицензии) оттягивает на себя клиентов. Рекламораспро­странитель тоже обязательно дол­жен проверять лицензию. Здесь штраф предусмотрен до 150 тыс. рублей.

Среди запрещенных к рекламе товаров в 2011 г. было два случая по интимным услугам. В 2011 г. был прикрыт сайт в Интернете, два субъекта (печатных издания) по­лучили штраф по 40 тыс. рублей. Специалисты ФАС активно сотруд­ничают с коллегами из полиции.

Статистика о нарушениях по рекламе ведется с 2007 года. За этот период в три раза вырос­ло количество выданных пред­писаний, в последние годы их ежегодно более 100. Елена Пе­тровна считает, что рост числа выявленных нарушений произо­шел благодаря сложившемуся профессиональному коллективу специалистов управления, зани­мающихся контролем за соблю­дением рекламного законода­тельства, росту числа заявлений о нарушениях закона о рекламе и повышению уровня правовой грамотности заявителей.

 

Автор: Ия Владимирова