Решение по делу №05-10/19-14 в отношении Администрации Города Томска

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-10/19-14
Дата публикации: 24 марта 2014, 03:00

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 17     марта  2014 года

В полном объеме решение изготовлено  24    марта  2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Лосева В.Г., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова А.Д., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело №05-10/19-14 в отношении Администрации Города Томска (Ленина пр., д. 73, г. Томск), о нарушении антимонопольного законодательства абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                                 УСТАНОВИЛА

              В ходе рассмотрения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-10/01-14 установлено, что  Администрация Города Томска издала акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур.

В заседание Комиссии представитель ответчика (Администрации Города Томска)  нарушение не признал, пояснив, что рассматриваемое постановление было принято в соответствии с пунктом  2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» и Устава Города Томска.

           Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Администрация Города Томска приняла постановление №518 от 27.05.2013 в силу требований законодательства с целью определить категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Отвечая на заданные вопросы, согласился, что работы связанные с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них относятся к муниципальным нуждам.

Изучив правовые позиции ответчика, и материалы  дела, Комиссия установила что, Администрация Города Томска в соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»  (далее – Решение Думы)  приняла акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.  

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются  в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п. п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).

Согласно п. п. 5 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу ч. 2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам размещения муниципального заказа.

Таким образом, оказание услуг по ремонту  автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них должно было осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ.

Согласно абз. 1  ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то принятие Администрацией Города Томска акта –  Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», свидетельствует об ограничении конкуренции и является нарушением абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», поскольку в данном случае устраняется сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующие виды работ, тем самым создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Города Томска, издав акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» т.е. публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке оказания услуг по ремонту автомобильных дорог, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке   (предоставления услуг по ремонту автомобильных дорог), допустила нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с тем, что рассматриваемые субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в 2013 году предоставлены.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

                                                               

                                                                  РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                  

1. Признать, что Администрацией Города Томска  допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», совершенное в результате издания акта – Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Основания для прекращения дела  предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции»  не установлены.

3. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

В.Г. Лосев

 

А.Д. Рылов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 10557 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №05-10/19-14 в отношении Администрации Города Томска [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10556 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403503224 [changed] => 1403503224 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403503224 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 17     марта  2014 года

В полном объеме решение изготовлено  24    марта  2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Лосева В.Г., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова А.Д., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело №05-10/19-14 в отношении Администрации Города Томска (Ленина пр., д. 73, г. Томск), о нарушении антимонопольного законодательства абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                                 УСТАНОВИЛА

              В ходе рассмотрения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-10/01-14 установлено, что  Администрация Города Томска издала акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур.

В заседание Комиссии представитель ответчика (Администрации Города Томска)  нарушение не признал, пояснив, что рассматриваемое постановление было принято в соответствии с пунктом  2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» и Устава Города Томска.

           Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Администрация Города Томска приняла постановление №518 от 27.05.2013 в силу требований законодательства с целью определить категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Отвечая на заданные вопросы, согласился, что работы связанные с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них относятся к муниципальным нуждам.

Изучив правовые позиции ответчика, и материалы  дела, Комиссия установила что, Администрация Города Томска в соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»  (далее – Решение Думы)  приняла акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.  

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются  в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п. п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).

Согласно п. п. 5 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу ч. 2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам размещения муниципального заказа.

Таким образом, оказание услуг по ремонту  автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них должно было осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ.

Согласно абз. 1  ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то принятие Администрацией Города Томска акта –  Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», свидетельствует об ограничении конкуренции и является нарушением абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», поскольку в данном случае устраняется сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующие виды работ, тем самым создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Города Томска, издав акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» т.е. публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке оказания услуг по ремонту автомобильных дорог, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке   (предоставления услуг по ремонту автомобильных дорог), допустила нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с тем, что рассматриваемые субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в 2013 году предоставлены.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

                                                               

                                                                  РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                  

1. Признать, что Администрацией Города Томска  допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», совершенное в результате издания акта – Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Основания для прекращения дела  предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции»  не установлены.

3. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

В.Г. Лосев

 

А.Д. Рылов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 17     марта  2014 года

В полном объеме решение изготовлено  24    марта  2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Лосева В.Г., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова А.Д., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело №05-10/19-14 в отношении Администрации Города Томска (Ленина пр., д. 73, г. Томск), о нарушении антимонопольного законодательства абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                                 УСТАНОВИЛА

              В ходе рассмотрения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-10/01-14 установлено, что  Администрация Города Томска издала акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур.

В заседание Комиссии представитель ответчика (Администрации Города Томска)  нарушение не признал, пояснив, что рассматриваемое постановление было принято в соответствии с пунктом  2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» и Устава Города Томска.

           Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Администрация Города Томска приняла постановление №518 от 27.05.2013 в силу требований законодательства с целью определить категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Отвечая на заданные вопросы, согласился, что работы связанные с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них относятся к муниципальным нуждам.

Изучив правовые позиции ответчика, и материалы  дела, Комиссия установила что, Администрация Города Томска в соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 11.12.2012 № 560  «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»  (далее – Решение Думы)  приняла акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.  

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются  в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п. п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).

Согласно п. п. 5 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу ч. 2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам размещения муниципального заказа.

Таким образом, оказание услуг по ремонту  автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них должно было осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ.

Согласно абз. 1  ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то принятие Администрацией Города Томска акта –  Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них  без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», свидетельствует об ограничении конкуренции и является нарушением абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», поскольку в данном случае устраняется сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующие виды работ, тем самым создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.

Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Города Томска, издав акт – Постановление от 27.05.2013 № 518, утвердившее Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» т.е. публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке оказания услуг по ремонту автомобильных дорог, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке   (предоставления услуг по ремонту автомобильных дорог), допустила нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с тем, что рассматриваемые субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в 2013 году предоставлены.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

                                                               

                                                                  РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                  

1. Признать, что Администрацией Города Томска  допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», совершенное в результате издания акта – Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Основания для прекращения дела  предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции»  не установлены.

3. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

В.Г. Лосев

 

А.Д. Рылов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-10/19-14 [format] => [safe_value] => 05-10/19-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать, что Администрацией Города Томска  допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», совершенное в результате издания акта – Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать, что Администрацией Города Томска  допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», совершенное в результате издания акта – Постановления от 27.05.2013 № 518, утвердившего Порядок предоставления в 2013 году субсидии юридическим лицам–производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с  ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-23 20:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-23 20:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403503224 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Томское УФАС России )